2013 ИЛИ, ЧТО СДЕЛАТЬ, КОГДА АПОКАЛИПСИС НЕ НАСТУПИТ
Автор Гари Лэчмэн
Вера в предстоящий конец света, как мы знаем, кажется естественной для людей, живущих в первом десятилетии двадцать первого века, но если взглянуть на историю, то, как оказывается, она является частью психологии Запада с самого начала.
Центральная фигура Западной религии, Иисус Христос, сказал своим последователям, что конец близок, и большинство людей, которые приняли Иисуса, полагали, что конец света наступит в период их жизни. Тем не менее, Иисус руководствовался Еврейской традицией столетней давности, судя по которой, все ждали прихода Мессии, религиозного и политического лидера, который бы установил порядок в мире и, одновременно с этим, освободил Избранный Народ от тех, под чьим гнетом он находился. Поскольку, Иисус не освободил Евреев от Римлян - и даже не мог сам себя освободить - евреи, которые отвергли его, оказываются обвиненными в неверии. Они, и Римляне, и Христиане, которые проповедовали приход Судного дня, скорее походили на городских оракулов, которые населяют большинство больших городов сегодня, разглагольствуя, на каждом углу и приставая к прохожим, чтобы те раскаялись.
После Иисуса, евреи не перестали ждать Мессию. Они просто отодвинули дату его прибытия, тактика, которую вскоре переняли и Христиане, когда стало ясно, что второе пришествие Иисуса - после его распятия на кресте и воскрешения-откладывается.
Последний главный претендент на должность Мессии был турецким евреем Сэббэтэем Зеви, который, после того как собрал огромное количество последователей, позорно отказался от своего статуса в 1666 году, когда над ним нависла угроза быть посаженым на кол Султаном Мехметом IV. Также, сделали в последствии студенты эсхатологии (исследование конца света), ранние христианские теоретики были весьма искусны в написании книг и объяснении, почему их собственный занавес еще не опустился. Тем не менее, несмотря на все доказательства, вера в некоторую развязку раз и навсегда, оставалась сильной. Например, в 156 году нашей эры, Фригиец по имени Монтэнус объявил, что он воплощение Святого Духа и что, в соответствии с Четвертым Евангелием, он явит "грядущие события", такие как, неизбежное становление королевства Христа, которое физически спуститься с небес и преобразует Фригию в землю святых. Естественно, тысячи христиан стекались во Фригию, в ожидании Второго пришествия. Все же вновь, невозможность появления ожидаемого королевства, не очень то сильно расшатала веру в то, что оно в конечном счете появиться. После Монтэниуса, было еще несколько ложных тревог, все из которых закончились таким же образом.
Многие полагали, что к концу девятнадцатого века Западная цивилизация окончательно прогнила, и они обращались к войне как к способу убрать старый мир в подготовке к новому.
Как ни странно, непосредственно Церковь вскоре стала запрещать апокалипсические идеи. К тому времени, когда это стало официальной религией Римской империи, при императоре Константине в начале четвертого столетия, идея приходящего апокалипсиса была больше похожа на угрозу, чем на обещание. Церковь была второй по могуществу организацией в империи, и она могла потерять свой статус, поскольку вариант конца мира был не очень привлекателен. Ссылаясь на работы Оригена - богослова третьего столетия, был сдвинут акцент с исторического апокалипсиса на духовный и была разработана эсхатология индивидуальной души. Эта идея завоевала популярность среди более образованных и социально высоко стоящих христиан, но более захватывающая тема "реального" апокалипсиса оставалась частью мировоззрения большинства людей и остается такой до сих пор, поскольку любой знает об огромной популярности Оставленного позади - серии апокалипсических романов, основанных на отрывках из Книги Откровений. Такие названия как Восхищение, Сила Несчастья, и Метка не найти в списке бестселлеров Нью-Йорк Таймс, но миллионы читателей которые любят Христианский фундаментализм покупают и читают эти книги - как бы - религиозные справочники по предстоящему концу света. Всеобъемлющей тематикой Оставленного позади является судьба тех, кто не един с Богом и кто подвергнется насильственному возмездию, когда наступит конец. Для верующего меньшинства - врата в рай, а для большинства неверующих, миллениум - их самый жуткий кошмар.
Как историк Норман Кон оспаривает в Преследовании Миллениума, все милленаристские сценарии используют некоторые общие идеи. Спасение является коллективным, и вовлекает всех, хотя не все будут спасены; оно должно происходить здесь на Земле, не в какой-то загробной жизни; оно скоро прибудет и прибудет внезапно; оно будет полным, полностью преобразовывая нашу жизнь; и будет достигнуто сверхъествественным путем. Как убеждает Кон, в средние века, ожидание тысячелетия массами было необузданным. При коррумпированной Церкви обычный народ искал спасение через очищающий апокалипсис. Это привело к некоторым заметным событиям, яркий пример - Братья Свободного Духа, безнравственное сообщество радикальных христиан около 1200 года, которые, из-за надвигающегося конца света, полагали, что они стали свободными от греха и действовали соответственно. Блуждая от деревни к деревне, они не принимали понятия частной собственности - то есть брали что хотели - и посвятили себя гедонистическим удовольствиям, включая "бесплатную любовь" и пьянство, походя, на своего рода, средневековых хиппи. Уже менее управляемые богословием, эти и другие милленаристские секты стремились отвергнуть лишения в их жизни, предположив, что вскоре произойдет переворот всего существующего, который справедливо установит низшие слои общества во главе, а самых могущественных оставит ни с чем.
Мотивации этих сект не так сложно понять. Лишенные прав как социально, так и с точки зрения экономики, они возмущались прекрасными условиями жизни монахов и священников и понятно хотели жить также. Если для этого нужен апокалипсис, то так тому и быть. Этот аспект милленаризма проник в светское общество современного периода, и в то время как во Французских и Российских революциях отсутствовали сверхъестественные силы, подобающие большинству милленаристских движений, они обе превосходно использовали другие критерии. Штурм Бастилии положил начало Веку Разума, а убийство семьи Романовых большевиками объявило о диктатуре пролетариата. Национал-социализм Гитлера был наверное самым явным проявлением современного милленаристского движения, восхваляя Третий Рейх, который, как упоминалось, должен был просуществовать тысячу лет. (К счастью, получилось всего двенадцать.) Все же, аналогично Церкви, лидеры этих общественных апокалипсисов подавляли любого, кто считал, что эти события не были достаточно апокалиптичны; и во всех трех случаях, для многих конец света только принес новое угнетение. Другим примером общественного милленаризма была шумиха в Европе, которая сопровождала начало Первой мировой войны. Многие полагали, что к концу девятнадцатого века Западная цивилизация окончательно прогнила, и они обращались к войне как к способу убрать старый мир в подготовке к новому. В действительности только когда дело дошло до позиционной войны, эти ожидания померкли и война оказалась еще одним примером того, что она сама была намерена уничтожить.
Мне повезло не участвовать ни во Французской ни в Российской революции ни в Первой мировой войне, тем не менее моя собственная жизнь была усеяна многими милленаристскими ожиданиями. Став взрослым в 1960-ых, через СМИ я узнал о современных Братьях Свободного Духа в таких местах как Гринвич Вилидж и Хей-Эшбери. Также я слышал, что что-то под названием Эра Водолея приближается или уже наступило (так и не было решено). Эта идея была связана с тем, что легендарный потерянный континент Атлантида - о котором я читал в комиксах и книгах фантастов в мягком переплете - должен появиться где-то в 1969. Оба предвещали наступающий Золотой Век; " когда гармония будет вести планеты, а любовь регулировать звезды". В начале семидесятых, эти предсказания потерпели неудачу, но в 1974 они ненадолго вернулись, когда комета Когоутека зажгла новый интерес к апокалипсическим верованиям. Христианская группа названная Дети Бога - - которые пропагандировали "революционные занятия любовью " (то есть: беспорядочность сексуальных связей) - распространяли листовки, говорящие о приходе Судного Дня в январе того года, которые, мои друзья и я читали с интересом. Очевидно, Когоутек также провалился. В том же году, писатели популяризаторы Джон Гриббин и Стивен Плэджмэнн выпустили Эффект Юпитера, бестселлер, предсказывающий разрушительные последствия (землетрясения, приливные волны, и т.д.) необычного построения планет на одной стороне солнца. Когда случилось таки построение, и ничего страшного не произошло, тогда они написали вторую книгу, Пересмотренный Эффект Юпитера, объясняя, что пошло не так. Не удивительно, что продолжение уже не продавалось с таким же успехом.
Были и другие милленаристские даты. Помните солнечное затмение 1999 и Y2K, проблема 2000-го года? Но наиболее значительная милленаристская дата в моей жизни конечно была в 1987, в год Гармонического Сближения - другого планетарного выравнивания - - которое было отмечено как начало наиболее ожидаемого апокалипсического случая последних лет, года 2012. Для неосведомленных, сторонники 2012 утверждают, что древний календарь народа Майя - совместно с изменениями Книги Перемен - предвещает колоссальные изменения в этом году и что, как один сторонник описывает некую "особенность", беспрецедентный случай онтологического характера, будет иметь место и как он дальше говорит, преобразит известную нам жизнь. Вспоминая критерии Нормана Кона о милленаристских суждениях, из всего, что я слышал о 2012, этот вариант подходит больше всего.
Первый раз я услышал о Гармоническом Сближении в 1987, когда я работал в известном нью-эйдж магазине в Лос-Анджелесе. Хотя такие вещи как кристаллы и другие духовные аксессуары уже и так пользовались спросом, меня заинтриговало нашествие людей, собирающих метафизические принадлежности в подготовке к некоему знаменательному событию. Мне сообщили, что как и Когоутек, Атлантида, и Эра Водолея, Гармоническое Сближение отмечает конец старого мира и начало нового. Конечно будут некоторые волнения, проинформировал меня сторонник Гармонического Сближения; сдвиг в новое время не будет таким гладким, но я не должен волноваться. Как оказалось, книжный магазин был одним из самых безопасных мест на планете, и я буду в безопасности. Для меня это было, я должен признать, большим облегчением, и поскольку моя квартира была в квартале от магазина, я поинтересовался, насколько далеко распространится защита.
Легендарный потерянный континент Атлантида- - о котором я читал в комиксах и книгах фантастов в мягком переплете - должен появиться где-то в 1969.
Источниками о предстоящем событии была книга Хосе Аргуэллеса Фактор Майя и, позднее, мысли Теренса Маккенны о теории "временных волн" в Архаичном Возрождении и других книгах. Я читал Аргуэллеса, но был не впечатлен, и когда позже появилась книга, Серферы Завайа, это показалось совсем глупо. Меня также не увлекла идея того что он взял на себя роль аватара, индивидуума, которого другие сторонники 2012, с легкостью используют. (Хотя я выяснил, что более ранняя книга, Изменяющееся восприятие, была полезным исследование культурной философии.) Я посчитал Маккенна более интересным писателем, но я все еще не поддался этой идее. Я слышал, как выступал Маккенна, и без сомнения этот человек умеет склонить к своей точке зрения, но после увлекательных девяноста минут, я покинул лекцию не более убежденным чем, когда я пришел. Также тот факт, что он использовал галлюциногены, заставил меня подвергнуть сомнению его серьезность. У меня был свой опыт с психоделиками, и в то время как некоторые были интересны, по большей части они просто отвлекали.
Много было написано о 2012, указывая и на значимое и на недостатки в интерпретациях Аргуэллеса и Маккеннаы
. Я не буду их здесь перечислять. Странность идей не оттолкнула меня. В то время, когда я наткнулся на них, я читал Рудольфа Штайнера, у которого были свои собственные пророчества на третье тысячелетие, которые, честно говоря, были довольно неточными. Я также уже провел несколько лет погрузившись в "работу" в Гурджиева, так что странные идеи меня не беспокоили. Что беспокоило меня тогда и сегодня то, так это то что я называю "апокалипсическим знаком," аргумент , который я недавно упомянул на вебсайте "Сендвич Действительности", большая часть которого относится к сценарию 2012. Желание что-то изменить навсегда, кажется, мне находится в нашей психике и является формой исторического или эволюционного нетерпения.
Общественные, политические, или культурные условия могут такое спровоцировать, но по сути это - та же реакция, как если бы вы теряли терпение к какому-то раздражающему, обыденному делу и, в расстройстве, вы бы отодвинули это дело в сторону с намерением начать с "чистого листа." В то время, как применимо к личной жизни, это может привести к череде неудавшихся начинаний и нехватке усидчивости, в более широком социальном и политическом масштабе это может означать что-то намного более серьезное.
В таких эссе как "Разрушительная Личность," "Критический анализ Насилия," и "Теологическо-политический Фрагмент," немецко-еврейский культурный мыслитель Уолтер Бенджамин, который объединил идиосинкразический Марксизм с одинаково эксцентричным пониманием Кабалы, приводил доводы в пользу надобности апокалипсического насилия, чтобы прийти к началу Мессианского Века. Было ли это классовой борьбой или справедливым гневом Иеговы, Бенджамин верил в потребность некоторого заключительного события, которое превратит павший мир в рай. Насилие божественного вмешательства и внезапное эсхатологическое изменение, составили мнение Бенджамина об истории, которую он отлично видел как, "одну катастрофу, которая продолжает нагромождать обломки один на другой". Эта жажда решительного действия, дабы убрать осколки жизни после грехопадения, отразилась и на личной жизни Бенджамина, и в 1940, пытаясь бежать от нацистов, он совершил самоубийство, предписывая себе апокалипсическое насилие, о котором он так долго размышлял.
Никто не отторгает идеалы более решительно чем
униженный романтик.
Упоминая Бенджамина, я не говорю, что сторонники 2012 на стороне насилия. Я говорю, что ожидание некого рода примечательности, связанной с 2012, является проявлением того, что называется образцом Юнга, образцом апокалипсиса. И в то время как насилие, возможно, не является частью пророчества, оно может легко стать частью реакции на то, когда апокалипсис не произойдет, и придет разочарование. Новейшая история это подтверждает. "Лето Любви" в 1967 - которое по многим показателям не было таким уж приятным, стало годом "Уличного Бойца " в 1968, когда "конфликт поколений" обещал превратиться во что-то наподобие революции, с лозунгами "Если Вы не часть решения, Вы - часть проблемы", продвигаемые как упрощенный сценарий "мы или они". Все же к 1969 надежды на Эра Водолея были разрушены ужасными убийствами Чарльза Мэнсона и пагубным концертом Роллинг Стоунс в Алтамонте, когда Ангелы Ада убили одного человека и терроризировали сотни других, включая Стоунс самих. (Эту историю я пересказываю в Выключите свой разум: Мистические Шестидесятые и Темная сторона Эры Водолея.) Непомерно большие надежды часто приводят к очень глубоким депрессиям, и в микрокосмическом общепринятом смысле, в течение нескольких лет мир от поколения полностью охваченного любовью и цветами стал поколением панков с лозунгом "нет будущего". Цинизм, утомленность, и пессимизм являются симптомами похмелья от опьянения чрезмерно высокими ожиданиями. Никто не отторгает идеалы более решительно, чем униженный романтик.
И вновь, упоминая это, я не говорю что многие кризисы, которые вынуждают некоторых смотреть на 2012 как на решение проблем, нереальны. Они реальны. Мы все о них знаем, и мне было бы утомительно, перечислять вам весь список. Но ожидание апокалипсиса или чего-то особенного не является единственным ответом на кризис. Есть и другие. Так радикальные перемены в природе вещей являются одной из возможностей.
Философ Джин Гебсер, который очень убедительно утверждал, что мы испытываем то, что он назвал расстройством в "структуре сознания", так же видел существенные изменения на историческом горизонте. Гебсер, однако, не привязывался к срокам и не ожидал Золотого Века. "Мир не станет намного лучше", Гебсер писал, "просто он станет немного другим, и возможно станет больше ценить вещи, которые действительно имеют значение." Тем, кто ожидает беспрецедентного изменения условий существования, это вероятно покажется, немного скучным. Для меня - такой цели более чем достаточно чтобы стремиться к ней, и если только горстка людей станет "ценить вещи которые действительно имеют значение," тогда Сила Жизни, эволюция, или как бы вы это не назвали, делает свое дело.
В своем Исследовании Истории, статье об установлении и падении цивилизаций, историк Арнольд Тойнби утверждает, что есть два стереотипных ответа на то, что он называет "временем проблем", точки кризиса которые решают судьбу цивилизации. Один от - "архаиста", с желанием вернуться к некоему предыдущему счастливому времени или Золотому Веку. Другой от "футуриста", с убеждением в том что нужно ускорить время и прыгнуть в великолепное будущее. Оба предложения на сегодня, я думаю, имеют достаточно сторонников. Вера, в то, что единственное спасение придет от "не-западных" людей, нетронутых грехами современности, является частью очень популярного "архаичного возрождения". Аналогично, транс - или постгуманизм, который представляет собой спасение как некую форму технологического брака между человеком и компьютером, является одинаково популярным. Сценарий 2012, кажется, охватывает оба лагеря: он предлагает возвращение к верованиям древней цивилизации, чтобы сделать прыжок в невообразимое будущее. У обоих стратегий есть кое-что общее - желание уйти от действительности. Учитывая наше собственное "время проблем", это кажется достаточно понятным.
Тойнби также верил в то, что я называю "теорией истории Златовласки," и для меня она несет большой смысл. Если проблема, стоящая перед цивилизацией слишком огромна, говорил он, то цивилизация рушится. Если проблемы недостаточно велики, цивилизация преодолевает их слишком легко, приходит в упадок, и затухает. Но если проблема - "по силам " - не слишком огромная и не слишком маленькая - это вынуждает цивилизацию предпринять достаточное усилие и изобретательно развиваться.
К сожалению, большинство цивилизаций, которые изучал Тойнби, либо разошлись по швам, либо ослабли. Приговора по нашей цивилизации так и не было, и как все прекрасно понимают, нет никаких гарантий. Но я все же готов сделать ставку. Еще несколько лет впереди и вещи могут измениться. Но держу пари, что если нам хоть немного повезет, то 2013 покажет что мы все сделали правильно. В любом случае, попытки справиться с нашими проблемами дадут нам чем заняться если апокалипсис не наступит.
Гари Лэчмэн - автор Выключите Ваш Разум: Мистические Шестидесятые и Темная Сторона Эры Водолея (Нью-Йорк: Дизинформейшен Кампани, 2003) и других книг о сознании, культуре, и Истории Западного изотерицизма. Его новая работа - Политика и Оккультизм: Левые, Правые, и Радикально Невидимые (Уитон, Иллинойс: Квест Букс, 2008).
Ознакомьтесь с работами Гари Лэчмэна на enlightennext.org /lachman