Подписка на наШИ новости

Электронная почта:

Посмотреть архив

 

Что сегодня означает освобождение женщин?

Что сегодня означает освобождение женщин?
Журнал «Что такое Просветление?» задает этот вопрос двадцати четырем выдающимся женщинам. Представляем Глорию Стэйнем, Ариэль Леви, Барбару Маркс Хаббард, Ив Энслер, Амину Вадуд, Кей Химовиц, Эмми Ричардс, Ма Джая Бхагавати, Тэнзин Палмо и многие другие.
Интервью Джессики Роемичер

 

 

Июль - сентябрь 2007 г.
Что сегодня означает освобождение женщин?
24 замечательные женщины отвечают на этот вопрос Джессики Ромишер

Сто пятьдесят лет назад группа смелых женщин, умеющих мечтать, организовала и вдохновила первое движение за равные права: женщины в современном обществе - самые раскрепощенные по сравнению с какими-либо иными эпохами. То, что провозглашала суфражистка Элизабет Кэди Стэнтон в отношении женщины еще в1892 году, ныне сбылось: мы "готовы к независимым действиями." Но куда мы, такие удачливые, идем далее? Что означает сегодня освобождение женщины? Мы задали этот вопрос двадцати четырем женщинам, в список которых вошли и богиня всех феминисток Глория Штейнем и консервативный социальный критик Кэй Химовиц, исследователь ислама Амина Вадуд, духовный предводитель Мать Джайя Бхавагати. Слушая их ответы, мы чувствовали пульс их идей. И хотя их точки зрения, разумеется, разные и во многом несовпадающие, в общем можно было услышать призыв женщины ухватиться за возможность развиваться с целью создания нового разнообразного мира.

1
ВИМАЛА ТФКАР 
Прогрессивный педагог и активистка 
Социальные свободы дали возможность женщинам на западе утвердить себя равными мужчине практически во всех областях жизни. Мужчины более не дискриминируют их. Это достижение имеет огромную важность, с точки зрения эволюции культуры человечества. 
Духовное освобождение или раскрепощение - абсолютно иной уровень сознания. Оно является безусловной свободой от «тисков» эго или узкого сознания. Это - необратимый союз с Космическим Сознанием или энергией Высшего Разума, как бы назвал это Дж. Кришнамурти.

2
ЭЛЕН ЛЭЙКЛИ ХАНТ 
Писательница, активистка - феминистка и филантроп 
До наступления первой волны феминизма женщины, выйдя замуж, сразу же становились частью своего мужа, с точки зрения права, социальных отношений и политики. Первая волна разрушила это слияние. Она дала женщине право дифференцироваться от этого "мы как единство" и стать личностью - и это отразилось во всей культуре. В ходе второй волны феминизма женщины заявили: "Мы не только являемся личностями, мы хотим равных прав и возможностей. Мы хотим равную с мужчинами зарплату, образование и возможность учиться." Таким образом, во время второй волны женщина оттачивала свои профессиональные навыки и развивала ум, чтобы стать равноправной личностью. Сейчас, когда женщины мобилизуются, они вновь движутся в сторону понятия "мы." И в то время как первый тип слияния был в большой мере неосознанным, будучи вписан в ткань коллективного и социального, новое понятие "мы как единство" является осознанным, это - предмет иного осознания. Это - выход из эго и нашей личности и создание совместного осознанного поля в коллективе. Эту третью волну феминизма можно назвать новым "реляционным" освобождением.

3
ЛЕСЛИ ТЕМПЛ ТЁРСТОН 
Гуманитарий, педагог по раскрепощению 
Много лет назад я спрашивала у Духа, что нужно, чтобы спасти мир. Ответ пришел немедленно, и он был определенным: множество просвещенных женщин.

4
АРИЭЛЬ ЛЕВИ 
Писательница и социальный критик 
Многие женщины, особенно моего поколения, смотрят на окружающую нас вульгарную культуру и говорят: "Если я буду подражать стриптизершам, порнозвездам и куколкам из Плэйбоя, тиражируемым в средствах массовой информации, я буду раскрепощенной во всех аспектах." Такая позиция вызывает грусть, так как имитация реальной страсти - всего лишь работа порнозвезд. Так что, когда женщины, которым за это не платят, начинают имитировать сексуальное удовольствие и иные женские возможности, они очень далеко отходят от реального опыта. А подлинность - это освобождение, возможность осознать свои желания, побуждения, границы морального поведения и следовать им, вместо того чтобы дублировать внешние фантазии. 
Важные аспект освобождения - определить для себя, что это такое.

5
ГЛОРИЯ ШТЕЙНЕМ 
Писательница, феминистка-активистка 
Важные аспект освобождения - определить для себя, что это такое. Управление собой подобно действию мускула - он существует, пока его тренируют. Так что я бы не стала давать определение освобождению для других женщин. Дело в том, что мы поддерживаем друг друга в принятии решений, особенно, что касается свободы в репродуктивных вопросах. Ибо если бы этот аспект рассматривался как гуманитарное право, женщины были бы властны в вопросах решений, касающихся их собственного тела и, соответственно, в вопросах воспроизводства потомства. И это бы восстановило баланс между женщинами и мужчинами, между людьми и природой, который, как представляется, существовал в мировых культурах пять веков назад и ранее. Это существовало еще до глобализации патриархии, расизма, монотеизма и национализма. Так что все зависит от нашего желания: поддерживать друг друга и вновь обрести власть над собой и добиться уважения этой власти другими - мы не такая уж легкая добыча для внешних несправедливых контролирующих субстанций.

6
ХУАНИТА БРАУН 
Писательница, корпоративный консультант 
Освобождение для женщин сегодня - это преодоление устоявшихся границ, которые так часто разделяют нас как человеческое сообщество: границ между мусульманством, христианством и иудейством; между индустриальным обществом и защитниками окружающей среды; между обладающими властью и лишенными прав - и совместная борьба за мир справедливости и гармонии ради наших детей и внуков.

7
ЭЛЬЗА МААЛУФ 
Политический консультант США и Ближнего Востока 
Мы говорим о Западе или о Востоке? Я родилась и выросла в Ливане, и первую половину своей жизни жила в арабском мире; теперь я приспосабливаюсь к Западу как к новому месту обитания. И я могу видеть, как женщины в разных культурах проходят разные уровни развития и требуют различную степень освобождения. Освобождением для арабской женщины, к примеру, будет революция в образовании, которая откроет лучшие возможности для ее детей и будет способствовать укреплению семейных отношений, в отличие от сексуальной революции, которая имела место на Западе. Таким образом, необходим дифференцированный подход к освобождению женщины, учитывающий различные культуры, в которых живут женщины.

БАРАБАРА МАРКС ХАББАРД 
Президент Фонда Осознанной Эволюции 
Сегодня освобождение для женщин - это рождение подлинного, собственного "я" впервые за тысячи лет. Мы находимся в начале третьей фазы движения женщин, занимающего важное место в рамках нашей культуры, и центральной его фигурой становится та, что я называю женщина-созидательница. Этот новый архетип - женщина, которая является воплощением любви, творчества и той власти, которая присуща женщинам, но которая призвана оформить это женское понимание любви так, как раньше мы никогда не делали. Мы находимся в ситуации глобального кризиса, который может разрушить всю нашу цивилизацию, и в первый раз в нашей истории нам говорят: не обязательно быть фертильной и активно размножаться. Рождение созидательницы является биоэволюционным событием. Женщины, по возможности, стремятся иметь меньше детей, и на гормональном, психическом и культурном уровне мы переносим наше стремление к деторождению на со-творение - желание родить ребенка и окутать его любовью, поглощающей наше тело, ум и сердце. И это стремление уступает место стремлению усовершенствовать себя и породить жизнеспособный, устойчивый и полный сочувствия мир.

Настало время для женщины уйти от старых приоритетов.


MИРАБАЙ ДЕВИ 
Духовный учитель и целительница 
Женщины - воплощение божественного женского начала, а оно является высшей властью, высшей силой, "шакти" вселенной. Это сила - доселе неизвестная, ее качества - энергия, уверенность в себе, бесстрашие, смелость, радость, умение побеждать, самодостаточность, непреклонность. Наша цивилизация не учила женщин быть самими собой. Настало время для женщины уйти от старых приоритетов, ценностей и систем верования и шагнуть навстречу освобождению, стать мощным воплощением божественного женского начала и донести эти революционные идеи до осознания, пробуждающегося сейчас повсюду на земле.

10 
ЭЛИЗАБЕТ ЛЕССЕР 
Писательница, соучредитель Института Омега 
После долгих веков правления устоявшихся социальных, житейских и семейных ценностей и в силу имевшего место устройства общества принятые различия между мужчинами и женщинами по-прежнему глубоко сидят в наших сердцах, телах и в нашей психике. Это особенно ярко прослеживается, когда мы наблюдаем женщин у власти. Когда женщины приходят к власти, необходимо обратить внимание на три аспекта женского характера в условиях социализации. Первый - это наши скрытые приемы, используемые для овладения властью, и соответствующее лоббирование. После тысячелетий нахождения на обойме власти мы все же умудряемся достичь желаемого, используя секретные методы и манипуляции. Мы должны научиться большей смелости и прозрачности в искусстве общения, привлечения других и главенствования. Второй аспект: нам приходится бороться с нашим нежеланием брать на себя полную ответственность за нашу жизнь. Если мы жаждем освобождения, мы должны переписать миф о спящей красавице. Никто нам не поможет, и некого винить. Третий аспект: наш страх не понравиться. Женщины помешаны на желании нравиться. Освобождение часто бывает в форме каких-то смелых действий, при которых приоритет гламурности остается внизу, как серая пыль. Женщины должны научиться использовать тибетскую шпагу ("вайру") мудрости и проницательности. Иногда самое доброе действие со стороны просветленного человека - это сказать "нет"! А это весьма непросто для многих женщин. Этот аспект характера проверяется на олимпе власти.

Я всегда была женщиной, которая рушит границы.

11
ИША 
Учитель в области самосознания и раскрепощения 
Я всегда была женщиной, которая нарушала условности, стремясь к карьере и добиваясь должностей, обычно не занимаемых женщинами. Но это не суть истинного освобождения. Мы можем бороться, мы ощущаем несправедливость в мире, но, чтобы добиться истинной свободы, нам нужно быть собой. Абсолютной свободы женщине, собственно, как и любому человеку, можно достигнуть только путем расширения сознания. Погружаясь в себя и совершенствуя свое внутреннее пространство, мы начинаем ощущать неограниченный контроль над собой. Когда это происходит, мы осознаем, что нет границ нашим возможностям.

12
МАРТА НУССБАУМ 
Философ и этик
Женщины, у которых была в жизни возможность обучиться чтению и грамоте, должны что-то сделать, чтобы способствовать развитию базового образования во многих странах, где уровень грамотности женщин - пятьдесят процентов и ниже. Мир в целом должен сплоченно действовать, для того чтобы каждый человек имел начальное и среднее образование. А преуспевающие женщины, как и все богатые люди, обязаны отдавать часть денег бедным и помогать по линии поддержки гендерных инициатив во всем мире. 
Мое общее понимание раскрепощенности в этическом смысле предполагает, что мы не должны поддаваться внутренним тенденциям к нарциссизму и, соответственно, быть в состоянии заботиться о других, признавать равенство других, считать их равными себе.

13
КЕЙ ХИМОВИЦ 
Писательница, член Манхэттенского Института 
Проблема в том, что феминистки не поняли человеческой натуры, особенно в вопросе отношения сексуальности и семьи. Например, когда феминизм становился идеологией молодых женщин, он провозглашал: "Ты можешь стать астронавтом или президентом." А также: "Ты можешь выражать свою сексуальность открыто." При этом не учитывалось, что секс - вещь неоднозначная, в нем участвуют двое. Он оказывает влияние на частную и духовную жизнь. Таким образом, расширение возможностей и освобождение стало смешиваться с сексуальным эксгибиционизмом, что работало не на пользу женскому полу. Не существует такого понятия, как освобождение, абсолютно свободное от социальных норм. Боже упаси нас от этого - иначе у нас будут крупные неприятности. Вместо того чтобы провозглашать, что мы личности, которые должны делать то, что нам вздумается, нам следует подумать о том, чтобы предложить более молодым адекватные нормы и социальные сценарии, которые будут для них приемлемы, полезны и в то же время будут способствовать развитию здорового общества.

Расширение возможностей и освобождение стало смешиваться с сексуальным эксгибиционизмом.

14 
MAТЬ ДЖАВА БХАГРВАТИ 
Духовный учитель и филантроп 
Вопрос не в том, чем является для женщин освобождение, а в том, как женщины могут использовать это освобождение и духовность, а также путь, который открылся для них в двадцать первом веке. Сейчас, когда мир охвачен войнами, пришло время женщине стать Матерью. Я как женщина никогда не спрошу великого Рамана Махарши, "кто я есть?" Все просто, потому что я - Мать. И это охватывает все. Когда человек имеет дело со смертью, страданиями, что-то происходит в его сердце. В женщине вспыхивает женское начало, и если женщина позволит себе находиться в этом потоке сострадания и служить страждущим, перед ней после смерти откроются все двери, которые были закрыты для нее при жизни. 
Так что освобождение - это всего лишь слово. Оно не означает ничего, если оно не используется, чтобы освободить другое существо от боли. Пусть люди говорят, что хотят. Но сейчас настало время подняться для каждой женщины. Не имеет значения, что говорится в религиозных писаниях - от Каббалы до Веды - о роли и предназначении женщины. Иди вперед, и ты будешь освобождена. Иди вперед, и ты увидишь Бога. Иди вперед, и ты увидишь центр земли внутри себя. Напрягись, как если бы ты рожала. Напрягись, и ты обнаружишь, что твой голос услышали. Многие не захотят слушать, но ты-то услышишь. Таким образом, ты достигнешь раскрепощения.

15 
ИВ ЭНСЛЕР 
Писательница и основательница течения "День победы" 
Когда я была моложе, мне хотелось верить, что я бессмертна и что мне не придется столкнуться со смертью. До тех пор, пока мы боимся влиться в рискованный водоворот жизни, мы цепляемся за связи и отношения, которые оставляют нас инфантильными. Когда мы окончательно понимаем, что ощущаем себя уверенно в потоке жизни, приходит фантастическое освобождение. И, как ни странно, мы можем тогда тратить свою энергию на борьбу за освобождение женщины вполне конкретно, например, по линии расширения экономических возможностей, здравоохранения, обеспечения чистоты водных ресурсов, ухода за детьми. Тогда мы начинаем предпринимать реальные усилия, потому что знаем, что нам нечего терять. Мы знаем, что однажды умрем. И в конце нашей жизни нас ждет нестабильность. Ну и пусть. Мы свободны.

 

17

Лаура Кипнис
писательница и ученый занимающийся исследованиями в области медиа
Так сложилось, что идея освобождения женщин, в интерпретации феминисток, в основном заключалась в том, насколько женщины представлены в советах директоров крупнейших компаний, а не тем насколько хороша жизнь женщин. 
Психологически, эта идея вызывала в женщинах ощущения, что они все время что-то упускают, что-то, что должно быть исполнено, что нуждается в их внимании.
Так женщины используют материнство с целью самореализации, поскольку дети кажутся единственной возможностью удовлетворить это чувство быть необходимой.
Целостность культуры женщин зависит от осознания этого чувства неполноценности, поскольку истинное освобождение для женщин должно включать в себя освобождение от такой базовой структуры женского сознания, как идея «что-то нуждается в моём внимании».

18
Эйми Ричардс
В любом уголке этого мира освобождение для женщин заключается в равенстве, или свободе, которую ты отстаиваешь.
Год назад, я беседовала с Джеймсом Фармером, активистом, который участвовал в борьбе за гражданские права в нашей стране.
Он сказал мне, в очень рассудительной манере, что несмотря на то, что он боролся за эти права всю свою жизнь, большой пробел был в том, что обладая гражданскими правами уже двадцать или тридцать лет, он все ещё не чувствует что имеет на них полное право.
Он долго жил под бременем несправедливости, это было тяжело для него - представить себя полностью свободным. Таким образом, я думаю первый шаг для нас, как женщин – это верить всем сердцем, что у нас есть права, и тогда другие люди в это тоже поверят.
July-September 2007 95

19
Деди Джанки
Член администрации Брахма Кумарис
Чтобы понять будущее женщин, мы должны понять наше время, поскольку само время взывает к нам. Миллиарды человеческих душ стонут от горя и неприкаянности. Мир подвергается глубоким изменениям, которые случаются только один раз на протяжении многих тысячелетий.
Те, кто содействует трансформации мира должны иметь подлинно глубокие личные отношения с Богом. 
Когда женщины начинают вспоминать их изначальную связь с Богом, Бог пробуждает их самоуважение. Как если бы он сказал женщинам: «Ты знаешь, ты способна на большее. Давай, проявляй свои качества. Отбрось то, что делает тебя уязвимой - деликатность, ревность, привязанность. 
Используй свое время более стоящим образом. Повышай свою разумность». Время говорит «Это то, что нужно». Бог говорит «Делай это».