ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
Исследование космической и культурной эволюции.
С Робертом В. Годвином
Интервью Элизабет Деболд
Предисловие Кэрол Энн Рафаэл
Любопытно, несмотря на то, что мы живем в эру специалистов, экспертов и мастеров во многих сферах исследования, наиболее оригинальное и новое мышление приходит от личностей, изучающих ту или иную область знаний, в которой они не имеют почти никакого практического опыта. Редкие самоучки всегда были, однако эти «новые исследователи без портфолио» вовсе не без образования. У них имеются степени академиков – по бухгалтерском учету, медицине или правоведению, но это те предметы, которые находятся за сферой их профессиональной компетенции. Чтобы освоить новый предмет и получить знания, такие личности рвутся к книгам, думают и пишут о сложных идеях со свежим и проницательным подходом, и неважно, связаны они с физикой, с искусством или с происхождением Вселенной.
Роберт Годвин является так называемым мыслителем-аутсайдером, замечательным литератором. В своей книге «Один космос под Богом» он всего-навсего пытается пересмотреть всю историю сотворения мира, как с научной стороны, так и с духовной. А также он смело и потрясающе представляет поэтическую, якобы библейскую передачу того, чем может являться новая космическая история. Эта книга ломает все грани, захватывает и дразнит и, в конце концов, она наделена огромным смыслом благодаря своему геркулесовскому охвату таких наук как космология, биология, квантовая физика, психология, антропология, история, мистицизм, теология и др.
Практикующий клинический психолог Годвин, по его же словам, чересчур сильно заинтересовался всем, чем только возможно на третьем десятке жизни. Он также говорит, что обладает синтетическим, а не аналитическим складом ума. Для того чтобы увидеть смысл в том, что он изучал, Годвин очень хотел найти взаимосвязь между правдами, которые он тщательно собрал из несопоставимых областей знаний. Вобщем, он хотел знать. Годвин понял, что единственный путь постижения всех духовных правд проходит непосредственно через собственный опыт и стал серьезно практиковаться в освоении йоги Шри Ауробиндо. Книга «Один космос под Богом» является результатом того, что он открыл для себя, будучи последователем учений индийского мудреца, а также плодом его неумолимого любопытства.
Из-за нашего неисчерпаемого любопытства по отношению к эволюционной духовности, мы побольше хотим узнать об идеях этого неустрашимого ученого.
В интервью, которое будет ниже, Годвин посвятил нас в некоторые великие темы метафизики, как он объяснял свои попытки выразить новый, высший синтез между научным и мистическим мышлением. Годвин говорит, что как линейную, обычную природу земной жизни – вертикальное измерение – так и абсолютную, превосходную – или вертикальное измерение – можно увидеть в более доступном виде. Точно также мы можем понимать четыре «единичности», те вспышки эволюционной новизны, которые породили вселенную и радикально и навсегда изменили жизнь на этой планете. Затем без резких переходов, разговор меняет свое направление и Годвин вводит нас вглубь, в лоно процессов человеческой психики и начинает свой потрясающий рассказ о психологическом развитии и его уместности к эволюции культуры. Затрагивая головокружительный ряд тем, начиная от воспитания детей и заканчивая ритуальным приношением в жертву, он умело их объединяет в безгранично обширное видение человеческой природы.
Вертикальность и эволюция космоса.
Журнал: В Вашей книге «Один космос под Богом» Вы создаете замечательный синтез двух типов знания – научный и духовный – в огромном эволюционном контексте для понимания кто мы есть такие и почему мы находимся здесь. Вы можете нам рассказать о цели, которая преследуется в вашей работе?
Роберт Годвин: я всего лишь пытаюсь совместить лучшую духовную мудрость с лучшими знаниями о науке и показать, что они не несовместимы и, в принципе, отражаются друг в друге. В конце концов, я пытаюсь сделать так, чтобы традиционная метафизика стала уместна для народа – то же, что пытается сделать и религия.
Основная идея свойственна традиционному религиозному видению. Традиционная идея заключается в том, что до эволюции существует так называемое обратное развитие Бога, о чем вы можете думать образно, как о «Большом взрыве». Бог с огромным энтузиазмом вовлекается в бытие и потом теряется в нём. Тогда как эволюция – противоположность – постепенное осваивание различных уровней Бога, а в конце получается Я. В конце разговора вы понимаете, что это все время был Бог. Дело в том, что Бог, скажем, играет в прятки сам с собой.
Однако для того чтобы понять как наше знание, которое пришло благодаря науке, становится в один ряд с традиционным мистическим пониманием отношения Бога к тому, чтобы создавать, вам необходимо думать стереоскопически. Вам надо придерживаться одного взгляда, научного знания, точно также, как и другого, связанного с мистической мудростью, пока эти два взгляда не сольются на высшем уровне. Это как магические картинки 3-Д, где из двух изображений появляется новое. Это не как идея Tao of physics – где если вы понимаете квантовую физику, то вы мистик. Это просто смешивает два нижних уровня. Я за то, чтобы добраться до высшего уровня или измерения, где вы можете увидеть, что две вещи, которые кажутся обособленными, на самом деле являются частью одной вещи. Это две стороны одной и той же монеты. Один основной принцип метафизики заключается в том, что любая правда исходит от Правды с заглавной буквы «П». И мы ищем эту Правду, которая показывает, как все эти меньшие правды могут существовать вместе. Вот та перспектива, о которой я говорю, а именно обрести тот взгляд, который не смешивает вещи и не объединяет их с силой. Одна из вещей, которую вы видите, обладая таким взглядом заключается в том, что бытие состоит из двух разных измерений.
Журнал: Вы называете эти два измерения горизонтальным и вертикальным?
Годвин: Да, но такие названия придумал не я. Многие люди используют эту метафору. Не так-то и просто их определить. Смысл появляется только при их взаимодействии. Горизонтальное измерение преподносится нам в ходе материальной эволюции генами или естественным отбором и действует почти детерминистически с прошлого к настоящему и к будущему через линейные причину и следствие. Многие люди рассматривают горизонтальное измерение как что-то настоящее, потому что именно так эволюция по Дарвину укоренилась в нас. А вот вертикальное измерение работает «перпендикулярно» относительно хронологического времени. Это, как мы называем, откуда Бог пришел. Это откуда приходит откровение. Откровения не появляются из прошлого, они идут свыше. Вертикальное измерение – это ведущий край космоса, творческий промежуток пост-биологической эволюции. Речь идет о таких особенностях, как глубина, внутренность, и трех великих трансцендентных понятиях: доброта, правда и прекрасное. В сущности все то, что определяет нас как людей, все то, что дает нам достоинство, благородство, исходит из вертикальности – наша способность знать Правду, способность создавать эстетику и красоту, музыку, симфонии, поэзию. Например, когда крестили Иисуса, то дух спустился к нему как голубь. Буквально, он спустился по вертикали. Это должно быть метафора, однако очень полезная метафора, потому что она описывает опыт. Точно также как горизонтальное содержит энергию – энергию физики – вертикальное содержит энергию шакти, милосердия. Любая духовная практика приближает вас к осознанию вертикальной энергии. Духовность, которую я изучаю (Шри Ауробиндо йога) своей конечной целью имеет внедрение вертикального в горизонтальное. Вы не оставляете мир позади себя. Очевидно, что это также правильное понимание христианского подхода. Слово становится плотью. Слово есть нечто всеобщее. Плоть – особенное, горизонтальное. Сказать, что слово стало плотью можно сравнить с тем, что вертикальное стало горизонтальным. Основное вертикальное стало особенным горизонтальным – и не только в одном человеке, а вероятно во всех.
Журнал: как Вы понимаете взаимосвязь между вертикальным и горизонтальным во вселенной?
Годвин: Вертикальное находится во главе всего. Это как образец, потенциал. Кен Вилбер говорит, что это как формы, у которых есть потенциал, но которые еще не реализовались. Весь процесс эволюции осмысливает и доводит до сведения об этих чистых формах пустых соображений, а также делает их понятными на этом уровне в горизонтальном времени. На этой стадии, они пластичны и открыты, потому что наше развитие идет к ним. Эволюция - это процесс реализации таких вещей.
Я думаю, что именно поэтому существует столько много религий и открытий. Мы совсем недавно вошли в эту вертикальность духа и мы обращаемся ко многим источникам, в которых люди рассказывают о том, что они открыли и нашли. Это все похоже на ранних исследователей Америки. Их карты местности были далеки от совершенства, потому что один исследователь прибывал на земли штата Массачусетс, второй на земли Флориды. Когда они возвращались назад в Европу, то тот первый говорил: «Там очень много лесов». Второй говорил: «Там одни равнины и песчаная местность». Каждый человек видит разные вещи, потому что не создано еще одной хорошей карты. В Библии Иисус говорит: «В доме моего отца имеется огромное количество домов». Разные люди видят разные дома, но какова вся та территория, на которой находятся эти дома? Это очень интересный вопрос.
Журнал: В своей книге Вы рассматриваете космическую эволюцию, основываясь на взаимосвязи понятий горизонтальность и вертикальность. В сущности, Вы не согласны с тем, что «Большой Взрыв» является первой из четырех основных «единичностей», которые привели нас туда, где мы сейчас и находимся. Вы можете объяснить, что Вы подразумеваете под словом «единичность» и что собой представляют эти четыре единичности?
Годвин: Единичность – это термин, который используется для определения «Большого Взрыва». Физики определяют особенность как маленькую точку временного пространства, настолько плотного и безграничного, что представить такое нам не под силу. Но это также онтологический разрыв. Онтология – наука о бытии, а когда появляется единичность, то бытие радикально меняет свой характер.
Вот поэтому существует не одна, а целых четыре необъяснимые единичности - Сущность, Жизнь, Разум и Дух – которые закладывают открытие новых измерений в космосе. На каждом из этих уровней эволюции существует глубокая внутренность. Это вертикальное измерение. Это глубокая внутренняя часть космоса. Каждый из уровней является своего рода взрывом, уникальное отклонение между тем, что было раньше и тем, что пришло потом. Первый взрыв идет из ничего к совершенно упорядоченному чему-то. Со вторым взрывом мы переходим из мертвой вселенной в живую. Это достаточно странно. Третья единичность – мы идем от живой вселенной в мыслящую и создающую вселенную, которая отражает создателя. Это очень странно. Но самой странной единичностью оказывается четвертая, при которой мы, люди, обнаруживаем у себя духовность, «Ага, я есть Это», что очень неожиданно.
Журнал: Не могли бы Вы более углубленно рассказать нам о каждом из уровней?
Годвин: Первая единичность – это существование как само по себе, творение, которое идет из неоткуда, Большой Взрыв, который произошел 13.7 миллиардов лет тому назад. Я начал писать книгу для того, чтобы понять Большой Взрыв и откуда он пришел. Пока изучаешь все это – конечно же, я полагаюсь на экспертов, которые знают много больше, чем я, – начинаешь понимать, насколько все загадочно, потому что Большой Взрыв обладает такой сбалансированностью, которая и управляет им, что если бы что-то сдвинулось хоть на йоту, то жизнь была бы уже невозможна. Мы бы здесь не были. Это была бы абсолютно иная Вселенная. Поэтому это не беспорядочный взрыв; это крайне упорядоченный взрыв с точнейшими расчетами. Происхождение космоса неотличимо от красоты и высококачественной информации, которые подразумевают вертикальность, прямо с самого начала. Хаотичность такого сотворить не может.
Вторая единичность – это взрыв жизни, который также необъясним. Биологи могут рассказать вам про жизнь все, кроме того, что это такое, потому что это загадка. Такой взрыв произошел примерно 3.85 миллиардов лет тому назад. Это настолько потрясающе, как и Большой Взрыв – и также неожиданно, потому что вселенная до этого уже существовала 10 миллиардов лет и на ней не было жизни. Нет внутреннего взгляда на космос, есть чисто внешний. И однажды, в один прекрасный день на этой планете, сущность скрепит сама себя и появится внутренний кругозор, который противоречит всему тому, что существовало ранее. В буквальном смысле, это начало новой Вселенной, у которой уже есть внутренняя сторона, потому что внутреннее, что последует – великие стихотворения, картины, симфонии и философии – все началось одновременно с тем, что простой кусочек вещества восстал против времени и сказал: «Черт возьми, я собираюсь просуществовать хоть сколько-нибудь». И все наши клетки теперь повторяют этот процесс.
Третья единичность удивительна: развитие разума. Это случилось сравнительно недавно. Можно, конечно, поспорить насчет точного времени, когда это произошло, но интересно осознать, что это не последовало сразу за процессом нашего окончательного генетического формирования, как хомо сапиенс, которое закончилось где-то между двумястами и сотней тысяч лет тому назад. Мы были хомо сапиенс на протяжении долгого времени, но тогда не было никаких признаков того, что мы станем называть человечностью через много лет. Кажется, что наша человечность пришла с вертикальной, а не горизонтальной эволюции. Но вдруг, где-то около сорока тысяч лет тому назад, мы обнаруживаем наскальные рисунки на европейской территории. Мы видим погребение мертвых. Тогда это были единичные случаи, а теперь погребение мертвых происходит повсеместно. На телах можно увидеть украшения, что предполагает существование нового типа самосознания. Мы видим музыкальные инструменты. И как вы можете сейчас это объяснить? Как у людей вдруг могли проявиться такие способности? Я могу это объяснить только тем, что мы вошли в новую онтологическую сферу – мир правды, любви и красоты. Все эти вещи подразумевают чувство вертикальности, чувство проникновения в ментальное пространство, где происходит распознавание красоты и вечности. Это другая сторона бытия.