Подписка на наШИ новости

Электронная почта:

Посмотреть архив

 

Мэри Уоллстоункрафт и романтическая духовность

Мэри Уоллстоункрафт и романтическая духовность 
Гарри Лачман

 

Голоса издалека 
Мэри Воллстоункрафт и романтическая Духовность 

автор - Гари Лачман 

ГАРИ ЛАХМАН - автор ряда книг из области сознания и культуры. Самая последняя ее работа - Рудольф Штейнер. Жизнь и работа (2007), а также Взгляд вглубь: Сведенборг (2006). Лахман, являясь основателем рок группы "Блонди", включен в Галерею славы (рок-н-ролл) в 2006 году. 

Романтическое 'открытие природы' также было открытием внутреннего мира. 

Один из самых замечательных сдвигов в человеческом сознании произошел в конце восемнадцатого века. Именно тогда люди открыли природу. Это звучит абсурдным. Как это люди могли "открыть" природу? Люди действовали против природы с самого начала, состязаясь в этом с другими животными в борьбе за выживание, переживая тяжелейшие условия в поиске того, как использовать силы природы в собственных целях, создавая то, что мы называем цивилизацией. Разумеется, "природа" не являлась какой-то чужой землей, на которую мы ступили лишь несколько столетий назад. Хотя в ином смысле именно это и имело место. 

Это сдвиг в нашем сознании можно понять, рассмотрев отношение к природе, имевшее место всего лишь в предшествующем поколении. В 1773 году английский писатель Сэмуэл Джонсон вместе со своим биографом Джеймсом Босвеллом совершили свое известное путешествие в Шотландию. Джонсон, горожанин, провел практически всю свою жизнь в Лондоне. Он однажды произнес известное изречение: «Если вы устали от Лондона, вы устали от жизни». Причиной же его поездки в Шотландию было желание посмотреть "дикую природу" - то, что мы с вами часто делаем с тем же намерением, отправляясь в походы. Описывая свою поездку, Джонсон часто жалуется на трудности прохождения гор и рек, местами отсутствие дорог, так что ему с компаньоном приходилось временами путешествовать на лошади вместо повозки, что Джонсон нашел "весьма утомительным". Вместо того чтобы наслаждаться красотами природы - на что мы порой тратим огромные деньги - Джонсон воспринял бытовые неудобства как большой раздражитель. Но уже два десятилетия спустя два английских поэта Уильям Вордсворт и Самюэль Тэйлор Кольридж в своих Лирических балладах (1798) восхваляли природу, которая вызвала отрицательные эмоции Джонсона, войдя в историю литературы. 

Конечно же, у них были предшественники. Жан-Жак Руссо, швейцарец по происхождению, который начал кампанию "назад к природе", до этого утверждая, что в бедах человечества виновна цивилизация - взгляд, пропагандируемый сегодня. А немецкий поэт и романист Иоганн Вольфганг фон Гёте в 1774 стал основателем романтического движения (как мы бы сейчас это назвали), опубликовав свой роман о безответной любви и самоубийстве Страдания молодого Вертера. Несчастливый герой Гёте - личность, которой свойственны глубокие чувства, подверженная внезапным вспышкам экстаза и восхищения природой, которую Сэмуэл Джонсон нашел "скучной". 

В англоговорящем мире заслугой Вордсворта и Кольриджа считается открытие чувственности романтизма, и не будет преувеличением сказать, что популяризация в массовом масштабе отдыха на природе: походов в горы, леса, пустыни, освоение иных диких ландшафтов - имела место во многом благодаря внезапному изменению в человеческом сознании, отраженному в их плодотворной работе. Суть этого изменения в том, что природа становится объектом созерцания, а не сущностью, которую желательно избегать или которой нужно управлять. Причины произошедшего многогранны, но в целом их объединяет то, что к тому времени человечество в большей или меньшей степени выиграло битву с природой и теперь могло успокоиться и оценить ее эстетически. Это было так неожиданно, что фермеры, которые наблюдали, как Вордсворт любовался окружающими полями, решили, что он сумасшедший. И в то время как Вордсворт и другие сходно мыслящие люди открывали для себя природу, они также открывали новый мир в себе. Романтическое "открытие природы" было в то же время открытием собственного несовершенства. Не случайно романтическое "я" рождается в то же время, что и ромнтическая природа. 
Писательница, которая провозгласила идеи Вордсворта и Кольриджа за два года до них, обычно не упоминается, когда говорят о романтизме. Более известная благодаря своей революционной феминистической работе Обоснование прав женщин (хотя более поздние феминисты спорили с этим произведением), а также благодаря тому, что она являлась матерью Мэри Шелли, автор предостерегающей легенды "Франкенштейн", написанной в русле зарождающейся фантастики, Мэри Воллстоункрафт была также автором замечательной работы в духе романтизма Письма, написанные во время недолгого проживания в Швеции, Норвегии и Дании (1796). 

Книга была написана в необычных условиях. После того как ее неверный любовник оставил ее с их общим ребенком, Воллстоункрафт предприняла попытку самоубийства, и толи для того, чтобы она немного успокоилась, толи для того, чтобы она ему не надоедала, он послал ее в деловую поездку в Скандинавию. К тому времени она уже много путешествовала, видела своими глазами террор французской революции и была первой женщиной, известной как независимый писатель и критик. Можно было бы подумать, что описание деловой поездки - вещь мало интересная, однако вскоре причины путешествия Воллстоункрафт в терра инкогнита (Скандинавия в то время считалась далекой страной) уже перестают интересовать читателя, и он концентрируется на ее раздумьях о красоте природы и о себе. Часто ее посещают внезапные моменты восторга, характерные для романтического сознания, несущие освобождение от былых суицидальных мыслей. Она описывает чувство "спонтанной радости, которое несет в себе приближение ощущения счастья" и признает, что "высокое незаметно переходило в красивое, растворяя эмоции, которые до того были болезненно сконцентрированы." Приближаясь к шведскому побережью, она отметила, что "лучи солнца, играющие с рябью морской воды, подгоняемой легким ветерком, контрастировали с огромными темными скалами, вызывающими образ необработанного материала созидания, образующего барьер в незавершенном пространстве." "Вид этого дикого побережья,- пишет она, - породил предмет моих постоянных раздумий". Над такой ремаркой Сэмуэл Джонсон несомненно бы посмеялся. Однако ее ощущение понятно, ибо Воллстоункрафт увидела природу по-новому. 

При том, что она замечательно описывает жизнь и людей, с которыми встречалась, читателя особенно завораживает, прежде всего, ее восприятие " чувственного аспекта созидания" и возвышенной природы. Как и Уильям Блэйк, который в то время был еще неизвестен, а также Вордсворт и Кольридж (уже после нее), Воллстоункрафт раскрывала странный новый мир внутри себя. Ее творчество постоянно ассоциируется с одним словом – воображение, мощным талисманом для Блэйка, Кольриджа и практически каждого последующего поэта и художника. "При отсутствии воображения,- пишет она, - удовольствие, присущее чувствам, погрязнет в омуте вульгарности." Она, как и многие последующие авторы, открывает силу своего внутреннего мира, и это, помимо всего прочего, убеждает ее в том, что мы не просто обладающие плотью роботы (популярный взгляд того времени, поддерживаемый многими сейчас). "Мне кажется невозможным, что я не буду существовать, или что активный, беспокойный дух - всего лишь упорядоченный тлен.... Несомненно, в моем сердце живет что-то, что неподвластно смерти; жизнь больше, чем сон." В письме своему неверному любовнику, который ее практически не понимал, она объясняла, что гений - это продукт слияния чувства и мысли, желания и воображения и что она ощущает это, пропуская сквозь себя. Любой читатель этой книги согласится с этим. 

Как отметил один из ее биографов, "предмет книги - одинокий путешественник, проделывающий путь через дикие, труднопроходимые далекие места - способствовал тому, что появилась мода на романтические путешествия." Эти путешествия часто были направлены не только на освоение новых земель, но и на осознание своего внутреннего мира. Популярная сегодня идея: путешествовать, чтобы "познать себя"- уходит корни в путешествии Воллстоункрафт. (То, что галлюциногенные блуждания ныне называются путешествием - не просто совпадение.) В дальнейшем появятся многие замечательные женщины-путешественницы. Достаточно вспомнить поездки Александры Дэвид-Нил и Блаватской в Гималаи. Однако Мэри Воллстоункрафт заслуживает особого восхищения за то, что открыла многим поколениям любителей романтических пеших походов путь, ведущий к поиску природы и самого себя.