Подписка на наШИ новости

Электронная почта:

Посмотреть архив

 

Определяя передовой край развития человека сегодня

ГУРУ и ПАНДИТ 
Определяя передовой край развития человека сегодня
Эндрю Коэн и Кен Уилбер
Куда ведет нас развитие сознания и культуры? Какова самая отдаленная перспектива развития сегодня? Эндрю Коэн и Кен, Уилбер исследует качества и потенциалы едва изученного набора более развитых структур сознания, которые часто упоминаются "как третий уровень».

 

 

Определяя передовой край развития человека сегодня

Эндрю Коэн и Кен Уилбер

Эндрю Коэн: Вообще говоря, определение духовных знаний на постмодернистском духовном рынке стало, кажется, почти всецело субъективным делом. В великих традициях всегда существовали важные вехи для определения уровня духовного развития. Но в наши дни духовные цели редко могут быть объяснены так, чтобы они предстали в чистом и точном виде. В той работе, которой я занимаюсь, я пытаюсь сместить фокус претендующего на духовность человека в сторону от чрезмерной озабоченности внутренними чувствами и внутренним состоянием при крайней нехватке более высокого пути или серьезного развивающего контекста. Я пытаюсь переориентировать людей на необходимость в объективных изменениях и динамическое развитие, которое можно увидеть - и даже, смею сказать, - измерить действием.

Вот почему за последние несколько лет я сильно заинтересовался такими моделями развития, как спиральная динамика и, конечно, ваша собственная работа. Спиральная динамика говорит об индивидуальном и культурном развитии, проходящем через разделенные по цветам стадии, или уровни, которые могут быть разделены на два порядка (см. схему + описание схемы).

Мы детально поговорили об огромном значении скачка от первого до второго порядка, который обычно обозначал переход от природоохранного плюрализма, который определил социальные и культурные революции шестидесятых, к развивающейся цельной перспективе, которую вы защищаете.

Мы также коснулись идеи третьего порядка – едва видного набора более высоких стадий развития или конструкций сознания, которые могли бы определить будущий потенциал в культуре. Вот о чем я бы хотел поговорить сегодня более детально. В последнее время я много думал о том, что в действительности может означать третий порядок, потому что мне кажется, именно в нем просвещение, которое Восток традиционно рассматривал, как высшее духовное достижение, сходится с пониманием эволюции, чтобы сформировать новое и более высокое видение мира. Я думаю, очень важно, что мы боремся за ясное понимание того, что означает этот новый уровень, чтобы он помог нам определить цель высшего развития в наше время, основываясь на совместном опыте и наблюдениях тех людей, которые экспериментируют с этими высокими потенциалами. Это даст нам не только ориентированное видение для движения вперед, но, что наиболее важно, сообщит нам и даст возможность сознательно эволюционировать.

Кен Уилбер: Правильно. Я согласен с вышесказанным. Это очень важно. Но одной из проблем в подобной теме является, к сожалению, невозможность выразить это в предложениях, которые уместятся на наклейке для бампера.

Когда мы говорим о порядках, то мы рассматриваем сам рост через наши внутренние конструкции, которые являются стабильной моделью в процессе развития. Слово «конструкции» звучит скучно и строго. В действительности это значит всего целостные паттерны роста, и нам действительно нужно осознать их, перед тем, как нести за них ответственность. И одна из наиболее важных вещей, на которую смотрит любой эволюционист, это необычный скачок от, как бы назвал это психолог Абрахам Маслоу, дефицитарной потребности к потребности в самоактуализации, то есть промежуток, по терминологии Клэра Грэйвза, основателя учения о спиральной динамике, между первым и вторым порядками. И этот рост является очень важным, потому что второй порядок является первым набором главных ступеней развития, с пониманием, что их ценности являются не только ценностями мира – что является его фундаментальным определением. Первый порядок включает в себя пять или шесть ступеней развития, и все они определяются тем, что их ценности являются единственными правильными ценностями в мире. А такое количество раздоров и конфликтов на планете происходит из-за того, что девяносто пять процентов людей находятся на одной из ступеней этого первого порядка. Запомните, что порядок является всего лишь условной группой стадий развития. Те вещи, которые происходят в реальности - это сами стадии. И психологи обычно группируют стадии развития по сходству. Иногда, если они находят огромную разницу между двумя стадиями, они пользуются ей, как разделительной линией между порядками. То, что мы обычно называем первым порядком, это три очень важные группы в его пределах: эгоцентрическая, этноцентрическая и мироцентрическая. Таким образом, самые низкие стадии, вверх до уровня, который мы называем красным*, являются эгоцентричными, что означает, что они могут быть приняты в перспективе второго лица. Идущие дальше стадии до желтого цвета являются этноцентрическими, то есть они могут быть приняты только в перспективе первого лица. И затем оранжевая и зеленая стадии являются мироцентрическими, то есть находящиеся в перспективе третьего и четвертого лица**.

 

 

Но затем следует переход к цельному (интегральному) восприятию, который называется бирюзовой стадией. Это первый реальный переход, настолько, что предыдущие три группы только отмечают первый порядок. Переход ко второму порядку может изменить все, что мы знаем о планете. В таких странах, как Западная Европа, Канада и Америка более пятидесяти процентов населения имеют мироцентрическое восприятие, или находятся на оранжевом уровне, около двадцати процентов находятся на плюралистическом или зеленом уровне. Но затем происходит сильное уменьшение количества на подходе ко второму порядку, в котором находятся только два или три процента населения. Так как зеленая, или плюралистическая, стадия двигается в сторону интегрального восприятия, мы можем ожидать увеличение этих двух-трех процентов до десяти в течение этого десятилетия.

Другим важным вопросом здесь является то, что мы всегда должны говорить о разнице между состояниями сознания, такими как пробуждение, сон, глубокий сон, свидетельствование, нон-дуализм и т.д., и структурным или уровневым развитием, которое рассматривается в моделях типа спиральной динамики. Факт в том, что у нас сейчас есть достаточно доказательств, чтобы убедительно утверждать, что эти два типа развития относительно независимы.

Мы можем измерить эти вещи. И таким образом, как мы часто говорили в наших диалогах, высшее состояние, такое как Большой Разум или постоянное вневременное осознание, фактически доступно в любой стадии или конструкции развития с помощью таких практик, как медитация.

Но существуют более высокие структурные стадии, которые сейчас раскрываются, и они не могут быть достигнуты через занятия медитацией. Делом в том, что вы даже не сможете увидеть эти стадии при медитации. Многих преподавателей медитации это расстраивает, и они говорят: "Если вы действительно займетесь этой медитацией, она откроет все». Но это не так. Медитация прекрасно открывает состояния сознания. Но что касается конструкций, она ничего не открывает. Вы можете пройти занятия по достижению состояний, но это не даст вам того, что мы называем вертикальным развитием через стадии. И мы сейчас достаточно знаем, чтобы осознать необходимость роста в обоих этих измерениях. Преподаватели медитации обычно не берут в расчет структурное измерение, и это приводит многих людей к большим проблемам. С другой стороны, многие люди даже не посещают занятий по достижению состояний, так что они просто проходят структурное развитие, через стадии которые, например, представлены в спиральной динамике. Но в спиральной динамике нет ничего, что может быть связано с состояниями сознания.

Что касается вертикального роста или структурного развития, сейчас передний край эволюционного импульса переводит людей во второй и третий порядки. Конечно, то, о чем вы говорите, это не просто переход людей в третий порядок, но переход людей с просветительским осознанием. Итак, вы говорите о стадии или состоянии и о структурах. В этом часть вашей идеи и идея любого человека с более целостным подходом к духовности.

Коэн: Правильно.

Уилбер: Я вижу часть вашей работы, как комбинированную помощь людям в достижении индивидуального состояния, означающего признание повсеместной вневременной области и затем помощь им в продвижении с их аутентичной самостью в высшие, образно говоря, структуры, которые сейчас формируются. Это правильно?

Коэн: Абсолютно верно.

Уилбер: И вот единственная наиболее важная вещь, о которой я сейчас думаю: что оба эти измерения должны приниматься во внимание - и очень мало людей это делает. Люди неплохо справляются с достижением состояний. Но поскольку вы не можете видеть эти вертикальные конструкции во время самоанализа или медитации, вы их пропускаете.

Коэн: Да. Кроме того, как мы говорили много раз, стадия или структура, которую вы достигаете, имеет свою собственную интерпретацию, зависящую от того, какое состояние вы испытываете. То, как мы определяем опыт состояний, будет определять, какое мы придаем им значение, и то значение, которое мы им придаем, будет определять наше конечное отношение к жизни. Я вижу это так: все, что меньше перспективы третьего порядка, не будет достаточно широко или глубоко, чтобы соответственно интерпретировать опыт состояний, избегая беспрестанного духовного нарциссизма нашего постмодернистского эго.

Уилбер: Это правда. Как мы уже говорили в прошлом, опыт этих состояний интерпретируется независимо от того, в какой структуре или вертикальной стадии вы находитесь, и определенно не всегда достаточно соответствуя ценностям третьего порядка.

Коэн: Итак, говоря о целостном определении третьего порядка, я бы хотел объяснить некоторые качества третьего порядка, как я их понимаю, основываясь на моем собственном опыте и исследованиях.

Личность, достигшая третьего порядка, должна быть такой, чтобы иметь достаточно хорошую способность быстрого восприятия и осознания индивидуальных и коллективных структур развития, составляющих самость. Поскольку он или она пройдет через второй порядок, для него будет очень важно, как человечество проходило через эти структуры в течение очень долгого времени, и мы смогли интерпретировать этот опыт так быстро. Я говорю о понимании, которое более чем просто когнитивно – есть и прекогнитивное знание, что условная самость есть развитая самость.

Такая личность также должна чувствовать ясное пробуждение изначальных основ все-бытия. Он или она должны осознавать конечный контекст, переходящий пределы жизни и формы, и поэтому сохранять интуитивное знание свободы от формы, мироздания, проявления – знания, что они уже свободны от этого процесса. Вот что фундаментальным образом высвобождает самоощущение из ловушки жизненного процесса. Но, что отличает третий порядок, как я это понимаю, это одновременное осознание личностью эволюционного импульса, аутентичной самости, или Эроса, и таким образом, открытие экстатического или страстного смысла обеспокоенности за будущее этого процесса.

Вот как я бы определил космоцентрическую ориентацию: когда личность осознает, что, подобно аутентичной самости, она не отделена от энергии или знания, которые положили начало созиданию. При такой ориентации признание того, что «существует кто-то Один» означает, что «Я существую и всегда был этим Одним, и таким образом ответственность за свое будущее находится только в моих руках». Когда мы охватываем эту космоцентрическую ориентацию, мы осознаем, что «Я не только здесь для того, чтобы прожить собственную жизнь. Я здесь даже не только для своего освобождения. Я здесь, чтобы создать будущее. Конечно, я нахожу освобождение себя, как истинно чувствующего существа, в выполнении этой невообразимой задачи».

Одним из признаков того, что такой человек действительно достиг этой точки в своем развитии, будет его связь с внутренним личным опытом, и действия, которые он будет предпринимать в жизни, а также чему будет посвящена его жизнь; этот факт будет, несомненно, выражать полную трансформацию, произошедшую с его бытием. Теперь его ответной реакцией на жизнь станет отражение перехода к более высокой морали, этической, философской и духовной ориентации ко всему, что проявляется личностно, культурно, или даже этнически. Эта более высокая и глубокая перспектива начнет сообщать и давать предзнание того, как освобожденная самость или личность будет отвечать на внешние или внутренние проявления его жизни. Другими словами, такая личность будет совсем другим человеческим типом, потому что его самость будет выражать освобождение и принадлежность к эволюционному прорыву.

Уилбер: Ну, я думаю, что это прекрасно. В общем, я думаю, что это сказано прямо в точку. Позвольте мне теперь немного упростить, чтобы направить наш разговор, и затем мы поговорим об этом в свободной форме. О чем мы действительно говорим, наиболее фундаментально, это то, что из-за осознания эволюции в себе, из-за понимания нами происходящего роста и развития, мы можем увидеть необходимость в пробуждении наших собственных фундаментальных потенциалов и отчасти это означает пробуждение способностей использовать тот потенциал, который еще не создан.

Между прочим, Клэр Грэйвз и теория спиральной динамики не объясняют третий порядок в подобном ключе.

Коэн: Они вообще не говорят о третьем порядке, не так ли?

Высшее состояние, которое они упоминают, - это светло-красная, коралловая стадия. Но я думаю, что они объясняют коралловую стадию, как часть второго порядка. Клэр Грэйвз считал, что в пределах второго порядка лежат шесть стадий, как и в первом порядке, но я не думаю, что это подходит, не думаю, что это достаточно точно. Как становится видно при эмпирическом исследовании, например, в работе Сюзанны Кук-Гройтер, на уровне, которому я даю цвет индиго, который спиральная динамика называет коралловым, выступает чувство надличностного опыта в виде личностной тождественности, чувство «проявления Я». И здесь рождается понятие того, что мир на самом деле является со-строительством, не в постмодернистском смысле, но в смысле признания того, что возможности личной преднамеренности являются частью того, что со-созидает вселенную.

Поэтому наиболее легким способом поговорить о третьем порядке было бы признание его надличностным. Люди не просто думают, что планета является отдельным организмом с одним сознанием, они начинают говорить: «Эта планета - Я». На втором порядке, существует только концептуальное отождествление. Они думают о себе, как о части всех живущих существ и не только как о части, принадлежащей к всему человечеству, но это пока не прочувствованная тождественность; это задуманная тождественность. Даже если во втором порядке произойдет когнитивное понимание космоцентрической перспективы, и сможет быть воплощено кем-то в некоторой степени, действительное чувство тождественности во втором порядке все еще останется личным. Иначе говоря, второй порядок, бирюзовый, - это высший порядок среди личных уровней. Затем, когда вы переходите в третий порядок - бабах! - вы переходите на надличностный уровень.

Коэн: Точно.

Уилбер: Это становиться сутью вашего бытия. Вот почему вы продвигаетесь. Когда люди переходят к третьему порядку или на более высокий уровень, они переполняются и начинают действовать, избавляясь от излишков. То есть, наступает чувство переполнения, наряду с необходимостью созидать на основе этических или моральных взглядов. И затем, как мне кажется, происходит то, чему вы дали очень хорошее описание в качестве продолжения. И конечно, многое из того, что происходит, все еще укладывается в рамки.

Коэн: Да. Конечно.

Уилбер: Другое определение третьего порядка заключается в том, что это уровень, на котором вы начинаете постоянно осознавать основные состояния сознания, и происходит так, что три главные стадии третьего порядка являются теми стадиями, которые, при необходимости, олицетворяют тонкое, затем казуальное, и затем нон-дуальное состояние. Стадии второго порядка являются высшими структурами, в которые вы проникаете без необходимости осознания состояния. И вы часто это видите - людей, которые находятся в стадии целостного развития, но не переходят к пробуждению состояния. И наиболее важной вещью для перехода в третий порядок и по-настоящему надличностной структурой, является прохождение через тренировку осознания состояний, чтобы добиться чувства пробуждения, которое начинается в рамках самого состояния пробуждения; чтобы было возможно перейти в тонкие состояния сознания и не потерять след собственного "проявления Я" или его основ. Иногда тренировки могут включать в себя практику осознанных сновидений, хотя и не обязательно. Но это всегда должно включать возможность воплощения тонкого состояния, чтобы переходить границы, использовать его, делать его субъективным и объективным.

Коэн: Правильно.

Уилбер: И затем также переходить в каузальную сферу, где существует постоянное, вездесущее свидетельствование состояния. И тут мы должны делать точное разграничение, потому что вы можете работать с людьми, которые достигли только зеленого уровня, но при этом прошли многочисленные тренировки, и имеют определенное пробуждение Большого Разума и с людьми на бирюзовом уровне без такого пробуждения. Но, когда вы попадаете в третий порядок, оно приходит к вам вместе с ним. Я использую термин Ауробиндо "сверх-разум" для объяснения высшей структуры третьего порядка как верхний предел вертикального роста. И конечное ограничение горизонтального роста или роста состояния я называю Большой Разум. Сверх-разум включает в себя Большой Разум, но Большой Разум не включает Сверх-разум. Это важный момент. Итак, третий порядок - это тот порядок, в котором вы действительно должны сознательно создавать основы для всего, что является частью вашего бытия.

Коэн: Я нахожу доказательства тому, что вы сейчас сказали, в том, что личности начинают реагировать таким образом, что их условные эгоистичные и нарциссистичные реакции, заключенные в этой высшей перспективе, показываются с такой силой, что они действительно кажутся измененными личностями. Говоря проще, это должно означать, что они аутентично перешли пределы постмодернистского нарциссистичного эго в сторону высшего уровня. Они не обязательно полностью освободили самость, и я даже не знаю, существует ли такая вещь на самом деле. Но они пересекли то, что я называю 51-процентый порог, что означает, что эволюционный импульс – аутентичная самость и космоцентрическая ориентация – стал доминирующей частью самости, что и создает всю разницу.

Уилбер: Я думаю, что это хорошее определение того, что случается при переходе с бирюзового уровня на уровень индиго, когда вы переходите из второго в третий порядок. Этот 51-процентный порог просто приходит вместе с ним. А если это 49-процентный порог, вы все еще находитесь на бирюзовом уровне, даже если в нем происходят другие, также важные вещи.

Коэн: Конечно. Теперь вывод. Я думаю действительным существенным достижением является, по крайней мере в моем понимании, достижение человеком этого третьего порядка как уровня развития, это толчок в создании изменений в будущем, или побуждение к освобождению самости, или выходу за пределы мира. В этой точке мы осознаем, что нам необходимо работать с другими личностями, чтобы создать это будущее, потому что мы не можем это сделать в одиночку. И это сложно - работать вместе с другими, особенно когда мы попадаем в сферу тонких состояний, но это необходимо для осуществления следующих шагов вместе. Становится очевидным, что единственный способ, по которому человеческие существа могут работать вместе для создания аутентичного будущего, выраженного в космоцентрической перспективе, это самостоятельное достижение каждым этого третьего порядка. Поскольку при достижении этого уровня наша созидательная способность становится хаосо-порядковой - это означает, что мы хотим жить в контексте хаоса, который, несмотря на небольшую часть просвещения, невозможно вынести индивидуально. И мы можем это сделать без потери центра тяжести, так, чтобы новые и более высокие достижения порядка могли возникать из хаоса – снова и снова.

Уилбер: Конечно.

Коэн: Это в действительности может показать коллективной задачей на переднем краю, где люди осознают, что единственная цель, с которой они здесь – созидание будущего. Действительно, существенно, что они ничего не достигают при достижении уровня развития третьего порядка, кроме способности работать вместе и создавать условия, которые могли бы по Кену Уилберу быть выражением сверх-целостности.

Уилбер: Аминь, брат.

Коэн: Поскольку во всем остальном мы можем говорить об этом, мы способны воодушевиться идеей, но мы не будем способны осуществить ее. И как я понимаю, задача для тех из нас, кто находится на переднем крае, состоит в том, чтобы осуществить ее вместе. Лично я думаю, что единственный способ, чтоб кто-нибудь поверил вам или поверил мне, или поверил нам, заключается в рассмотрении объективных доказательств, что это действительно происходит и работает. Это будет полным доказательством.

Уилбер: Конечно. И нам необходимо предоставить лидерство при сборе всех вместе для этой работы. Потому что просто плюралистическая соборность здесь не сработает, она внесет беспорядок. Нам нужны более высокие типы лидерства при таком типе соборности. Поскольку мы ответственны за наш рост и развитие, первая важная задача состоит в осознании того, что мы находимся на уровне второго порядка, интегральной стадии роста, и в этой стадии находится большинство представителей переднего края. Но ведущие представители этого переднего края находятся в третьем порядке, где мы начинаем воплощать потенциал при пробуждении сознания

Мы должны помнить, что наиболее важной задачей является переход большинства людей во второй порядок. Зеленый уровень развития, в который входит 55 миллионов американцев, часто называемых культурным творческим слоем, является передним краем для основного числа людей, и почти треть из них готова перейти на второй уровень. Этот переход должен быть ошеломляюще массовым. Но они будут первопроходцами, которые помогут определить, что такое второй порядок. Так мы перейдем к третьему порядку.