Подписка на наШИ новости

Электронная почта:

Посмотреть архив

 

Женщина, Просветление и Эволюция Культуры

Гуру и Пандит (Духовный Учитель и Ученый муж)
Женщина, Просветление и Эволюция Культуры
Эндрю Коэн и Кен Уилбер
Что требуется женщинам, чтобы развиваться за пределы эго? Легче ли мужчинам достигнуть просветления? Оставляя в стороне политкорректность, духовный учитель Эндрю Коэн и интегральный философ Кен Уилбер разбираются в женской душе, чтобы исследовать возможности нового женского освободительного движения.

 

 

Гуру и ученый муж; диалог XVI

 

Женщины,

Просветление и эволюция культуры

 

 

Эндрю Коэн: Гуру
[санскрит] человек, который учит духовному освобождению от собственных переживаний или сознания.

Согласно собственному описанию, «идеалист с бунтарскими наклонностями», авторитетный голос в новой сфере эволюционной духовности, Коэн разработал оригинальную методику обучения для двадцать первого века, которую он называет Эволюционным Просветлением. Также является основателем и главным редактором журнала «Просветление – что это?».

 

Кен Уилбер: ученый муж (Пандит)

[санскрит] ученый, глубокий знаток, посвященный в таинства духовной мудрости.

Согласно собственному описанию, «поборник дхармы, интеллектуальный самурай», один из наиболее уважаемых ныне здравствующих философов; в своей работе предлагает всеобъемлющий и оригинальный синтез психологии, философии и величайших мировых духовных традиций. Среди его книг «Краткая история всего сущего и всеобъемлющей духовности

 

Эндрю Коэн: В этом номере мы пытаемся разгрызть крепкий орешек – тему освобождения женщин.

 

Кен Уилбер: Бог мой!

 

Коэн: Уверен, это ужасно неполиткорректно – два умника вроде нас с вами разглагольствуют об освобождении женщин! Но кому какое дело…

 

Уилбер: Я понял. Получается, только гомосексуалисты могут обсуждать гомосексуалистов, черные – черных, и женщины – женщин. Но надеюсь, по мере того, как наша культура разделается с политкорректностью, сверхчувствительные установки, налагавшие ограничения на такое огромное число тем в прошлом, другие типы, вроде нас, смогут основательно и с учетом человеческих возможностей говорить о других людях. И хотя в определенном смысле политкорректность весьма важна, мы слишком далеко зашли, что принесло немалый вред человечеству, поскольку она способствует разделению и отбрасывает нас назад на этноцентричный уровень развития. Это регресс. Поэтому я считаю абсолютно нормальным уважение к различиям, но при этом не вижу ничего зазорного в том, что двое мужчин обсуждают вопросы освобождения женщин, и обоим есть, что сказать на эту тему.

 

Освобождение женщин – новое освобождение женщин – имеет исключительно важное значение, если мы действительно намереваемся в корне изменить сознание и культуру.

Коэн

 

 

Коэн: Именно. Видите ли, вот что интересно, и я только недавно это осознал - большинство женщин, которых я знаю, с трудом могут примерить на себя идеи женского освобождения. Это факт, многие женщины нашего поколения или наши дети уже свободны. Они обладают такой свободой, какой не знали и не имели женщины никогда в истории. Они могут выбирать и поступать по своему усмотрению. У них есть сексуальная свобода, свобода получать образование, равные возможности…

 

Уилбер: Верно. В некотором роде благодаря движению за освобождение женщин в шестидесятые, само это понятие теперь пустой звук для молодых женщин.

 

Коэн: Да. Политические, социальные и личные свободы были бесстрашно завоеваны. Поэтому для многих женщин, выросших в этой исторической среде, идея несвободы просто не укладывается в голове. Но в духовном и эволюционном плане, что, собственно, и является темой моей работы, я пришел к выводу, что освобождение женщин – новое освобождение женщин – имеет исключительно важное значение, если мы действительно намереваемся в корне изменить сознание и культуру.

Поэтому на протяжении уже почти двадцати лет меня так интересует эта тема. Мне есть, что сказать по этому поводу, я просто не знаю, с чего начать. Может, мне просто начать с краткого описания собственного опыта, высказать свои соображения по этому вопросу, потом - вам, и мы обменяемся мнениями.

 

Уилбер: Неплохо. Мне тоже есть что сказать.

Изначальная внутренняя структура

 

Коэн: Итак, почему эта тема так важна для меня: меня интересует взаимосвязь между духовным развитием и культурной эволюцией. Когда я начал преподавать, меня не слишком-то интересовали вопросы освобождения женщин или мужчин – речь шла о просветлении вообще. Но достаточно скоро фокус сместился с просветления личности в сторону просветления общества. Меня заинтересовал не столько акцент на личный опыт более высокого уровня сознания, сколько значение его во взаимосвязи с другими в контексте просветления, что предполагает объединение на более высоком уровне сознания помимо собственного эго, помимо личной сферы, помимо самолюбования. Но когда я стал поддерживать своих студентов в изучении этого потенциала, я осознал, что женщины очень по-разному реагировали на задачу выхода за пределы личного. Мужчинам было относительно легко, по меньшей мере, получить начальное представление об этом потенциале. У студенток я наталкивался на «внутреннее отрицание», подсознательное неприятие всякий раз, когда заговаривал с ними о важности такого рода объединения для них же самих. А потом я понял, что это не чье-то личное нежелание. Казалось, это была обезличенная, обусловленная объективными обстоятельствами реакция на мои побуждения внимательнее взглянуть на то, что значит объединение в обезличенном контексте.

Таким образом, я столкнулся с фактом, что, помимо собственного эго, мужчины и женщины решают разные задачи на пути эволюции. Когда я начал заниматься этим целенаправленно, я увидел, что женщинам приходится сталкиваться со всевозможными препятствиями, обусловленными биологическими и культурными обстоятельствами. Например, есть много причин берущих начало в глубокой древности, по которым женщины смотрят друг на друга как на конкуренток, осознанно и неосознанно, благодаря чему им трудно доверять друг другу в достаточной мере, чтобы выйти за рамки своего эго и простообъединиться в обезличенном контексте. Разумеется, женщины по природе зависимы от отношений – они могут заботиться о семье, поддерживать друзей, кажется, они объединяют мир - но просьба просто объединиться друг с другомповергает их в глубочайшую панику.

Я много думал о том, откуда берется этот, казалось бы, иррациональный страх. Я пытался представить себе, каково это было бы, например, сознавать с довольно раннего возраста, что примерно половина подобных тебе может в любой момент физически подавить тебя. Каково это, чувствовать себя таким уязвимым? У мужчин такого опыта нет. На почти подсознательном уровне женщины испытывают состояние внутренней биологической уязвимости, которое мужчинам просто не присуще. Когда я всерьез занялся этим вопросом, мне стало очевидно, что, как только женщина осознала, что она так уязвима физически, ей пришлось изыскивать нефизические способы защиты. Поэтому я понял (разумеется, я обобщаю), структура эго или внутренняя структура для женщин, даже в большей степени, чем для мужчин, является защитным механизмом, средством самозащиты, манипуляции и контроля.

Эта структура, когда-то выполнявшая важную функцию, сегодня весьма серьезно подавляет способность женщин к аутентичности. В этом много неосознанного, но женщины рано научились тому, как быть эмоционально и психологически защищенными. Например, у них, похоже, есть место где-то внутри, где они могут укрыться, если им необходимо защититься, и где их никто не достанет. Думаю, эта способность давно развилась в сознании женщин, так что даже если их можно было в любой момент подавить физически, даже если их тело им не принадлежало, у них всегда оставалась душа. И по сей день у любой женщины есть такое убежище, каково для многих мужчин, я уверен, просто недоступно. Еще одно следствие этих основных защитных структур заключается в приспособляемости женщин; они постоянно меняют положение и форму, приноравливаясь к различным ситуациям, в которых они оказываются, и никогда не выкладывают все карты на стол. Женщины создали мир внешнего и манипулируют своим окружением и другими людьми, чтобы идти по жизни своим путем. Это в корне отличается от того, как действуют мужчины. В этом смысле мужчины более прямолинейны – с ними проще понять, с кем имеешь дело. Женщине сложно действовать прямо, без околичностей, просто и не манипулировать. Но я не верю, что это происходит от их когнитивной неспособности действовать прямо, или что это является неотъемлемой частью их природы. Я полагаю, что это часть их защитной структуры.

 

Стереотипные качества, такие, например, как свойство мужчины непременно быть самцом и способность женщины вить гнездо, в действительности являются показателем более низкой ступени развития, но на более высоких этапах они становятся все менее отчетливыми и жесткими.

Уилбер

 

Поэтому когда речь заходит о развитии с выходом за пределы своего эго, женщинам приходится учитывать тот факт, что внутренняя структура обладает такими встроенными защитными механизмами, которые изначально были обусловлены биологической необходимостью. Сталкиваясь с понятием просветления или вакуума собственной личности, женщины, я думаю, вынуждены раскрывать гораздо больше, чем мужчины. Разумеется, мужчины тоже страшатся переступить пределы своей гордости, эгоизма и самоуверенности - и они подвержены страху смерти или выхода за пределы собственного эго – но у них нет на интуитивном уровне чувства, что «если я переступлю предел собственного эго, я погибну». Но я понял, что из-за того, что структура женского эго коренится в инстинкте выживания, женщины часто чувствуют – и необязательно осознанно - «если я перейду пределы собственного эго, я не смогу защитить себя», что на очень глубоком эмоциональном уровне переводится как «я погибну физически».

 

Уилбер: Поэтому женщинам следует перестать приспосабливаться, чтобы обнаружить вакуум, а это для них более опасно.

 

Коэн: И обрести аутентичность. Вакуум как состояние существования и аутентичность как самоощущение.

 

Уилбер: Понятно.

 

Коэн: Еще одна глубинная структура в женском сознании, которая также значительно препятствует освобождению, имеет отношение к взаимосвязи между сексуальностью и силой, могуществом. Опять же я пытался представить себе, каково это быть девушкой, которая по достижении половой зрелости внезапно осознает, что стоит ей просто повести бровью или пожать плечами, и она действует на мужчин как волна, накрывающая с головой. Каково это - осознавать, что у тебя есть такого рода способность манипулировать другими? Каково это - внезапно почувствовать эту колоссальную власть над другой половиной человечества?

 

Уилбер: Где-то у «Иглз» есть в одной из песен… «Хорошенькие девчонки, похоже, рано узнают, как открыть любую дверь лишь одной улыбкой».

 

Коэн: Мужчины обладают физической силой. У женщин если сексуальная мощь. Чего хотят мужчины? Мужчины хотят секса. Когда женщина осознает это, она открывает свою силу. И в мировом масштабе это немало. Сейчас сексуальный импульс как таковой не проблема, но он может стать проблематичным в контексте просветления, поскольку в какой бы степени эго не отождествлялось с тем или иным конкретным аспектом нашей жизни, в этом случае наша сексуальная идентичность, наша личность обязательно деформируется. Если просветление является естественным состоянием или более верным способом выражения нашей человеческой природы, то вопрос ценой в 64 тысячи долларов звучит так: как можно наиболее естественно, наиболее неосознанно, наиболее подлинно осуществлять связь с каждым аспектом жизни, включая сексуальный импульс? Чтобы найти ответ, нам определенно следует переступить пределы вынужденного отождествления с этой стороной нашей природы. Поэтому, если женщине придется выйти за пределы собственного эго в контексте просветления, это будет означать, что ее эго более не будет отождествляться с ее сексуальной властью. Это не означает конец ее сексуальности или ее сексуальной природы, но, чтобы найти совершенно иной способ быть собой, собственное эго или самоощущение, ей придется отказаться от связи именно с этой частью своего естества как с источником ее власти и силы.

Отсюда возникает множество вопросов. Я понял, что мужчинам нет нужды платить столь высокую цену, когда речь заходит о выходе за пределы собственного эго. Для женщины отказ от отождествления эго с сексуальностью как источника ее личной власти означает отказ от всего, что у нее есть. Это как лишить воина его единственного оружия. Если бы ее взаимосвязь с жизнью была по-прежнему основана на эго, тогда она бы почувствовала, что у нее отнимают источник ее власти и силы. А зачем женщине добровольно с этим расставаться? Но если она настроена на более серьезное освобождение, которое заложило бы основы нового потенциала культурной эволюции, пришлось бы перешагнуть через устаревшие защитные структуры.

Так что именно над этим проектом «нового освобождения женщин» я и работаю уже достаточно долго и полагаю, что за последний год мне удалось достигнуть значительных результатов. Я работаю с группой женщин, которые, наконец, совершили смелый рывок вперед в объединении за пределами собственного эго. Пожалуй, впервые мне удалось достичь этого прошлым летом, именно с того времени женщины стали просто получать удовольствие от общения друг с другом так, как обычно это женщинам не удается. Это кажется простым, но на самом деле это колоссальный сдвиг. У женщин может быть много общего, но когда они просто получают удовольствие от того, что они вместе на совершенно новом уровне доверия, ясности и беспристрастного внимания, это большая редкость, насколько мне известно.

 

Уилбер: В чем заключается основное изменение? Они вместе, потому что от чего-то отказались?

 

Коэн: Ну, потому что отказались от многих форм неосознанной конкуренции. Так они обнаружили перед собой свободное обезличенное пространство.

 

Уилбер: И, кроме того, подлинная сущность женщины отказалась приспосабливаться.

 

Коэн: Именно. Потому что приспособление не имеет ничего общего с аутентичностью. Это всего лишь защита обособленной сущности: манипулирующей сущности, обманывающей сущности, сущности, которая хочет все сделать по- своему, и которой до лампочки Бог, эволюция или что-то еще.

 

Уилбер: И что (я бы добавил в качестве сноски) является совершенноприемлемым и даже нормальным на более низких ступенях развития.

 

Коэн: Разумеется. Так выживают в джунглях.

 

Уилбер: Именно. Но стоит подняться на более высокую ступень развития, в частности, при пробуждении того, что принято называть подлинным естеством, от низших структур следует отказываться. На самом деле низшие структуры формируются где-то рядом с универсальным биологическим началом, поскольку на этом уровне это единственное, что нами движет. Поэтому, разумеется, и все исследования говорят о том же: такие стереотипные качества, как, например, мужчина - это непременно самец, а женщина должна вить гнездо, в действительности являются показателем более низкой ступени развития, но на более высоких этапах они становятся все менее отчетливыми и жесткими. Но пробуждение и постижение чистого естества, или чистого вакуума, или абсолютного вездесущего состояния предполагает отказ от этих структур. Поэтому, на мой взгляд, именно с этим и приходится работать: женскому естеству надлежит обратиться к подлинному естеству и чистому вакууму, стоящему за этим.

 

Мужчинам и женщинам приходится сталкиваться с разными задачами на эволюционном пути за пределы собственного эго.

Коэн

 

Коэн: Правильно. И когда это происходит, это действительно прекрасно. Наступает состояние восторженной страсти, глубокое и полное освобождающее доверие к ее взаимоотношениям с духовными сестрами. Сейчас я полагаю это настолько важно с точки зрения культурной эволюции, потому, что большинство женщин по-прежнему чувствуют, осознанно или неосознанно, что им нужен мужчина для ощущения цельности или для того, чтобы состояться в жизни. И обычно женщины конкурируют друг с другом, корни этой конкуренции кроются в глубокой древности, в потребности биологического выживания. Но когда женщина постигает новый тип близости и доверия к другим женщинам и открывает для себя более полное ощущение цельности (помимо сексуальной стороны жизни) во всей ее сложности, она, я думаю, впервые приходит к пониманию истинного освобождения, к пониманию того, что такое самодостаточная женщина во взаимосвязи с миром и с мужчинами. До тех пор пока она будет нуждаться, осознанно или неосознанно, в мужчинах, вряд ли она сможет действительно на равных общаться с мужчинами. Это будет просто невозможно, потому что в нас столько глубинных структур, коренящихся и в нашей биологии, и в нашей культурной истории. Думаю, что пока хоть немного мужчин и женщин не освободится от множества этих биологических императивов и культурных привычек, мы не сможем сознательно исследовать истинное равенство(если это слово вообще имеет смысл в данном контексте). Пока мы этого не сделаем, мы не сможем постичь никаких подлинных отношений с невиданной степенью свободы, осознанного выбора, что и определяет в современном контексте просветления предназначение мужчины и женщины и их отношения друг с другом.

 

 

Четыре квадранта
В основе философии Кена Уилбера лежит признание того, что любое событие, чувствующее существо или объект в космосе можно рассматривать по меньшей мере с четырех основных точек зрения, соответствующих внутренней и внешней проекции индивидуального и коллективного. В верхней части диаграммы (отображающей четыре квадранта человека) верхний левый представляет внутреннее индивидуума («Я» или субъективное сознание), а правый верхний соответствует внешнему («оно» или предметное). В нижней части левый нижний квадрант представляет внутреннее коллективное («мы» или межличностная культура), а правый нижний – внешнее коллективное («его/ее» или межпредметное общество). Все четыре стороны матрицы, по мнению Уилбера, являются существенными компонентами любого истинно целостного подхода.

 

 

 

 

Четырехмерная структура

 

Уилбер: Думаю, это действительно важные моменты для тех, кто находится на переднем крае борьбы за изменение людей. Поэтому я полагаю, что все, что вы сказали, так важно. Теперь, прежде чем мы углубимся в детали, я бы хотел вкратце описать структуру, с помощью которой я рассматриваю такие вопросы, которая, разумеется, является целостной структурой.

Основная идея заключается в том (мы часто это обсуждали) что, у каждого есть, по меньшей мере, четыре стороны жизни, четыре измерения, и освобождение должно наступить во всех четырех, иначе оно не наступит ни в одной из сторон. Эти стороны называются квадрантами [см. диаграмму]. Проще всего было бы охарактеризовать их как биологический [правый верхний], социальный [правый нижний], культурный [левый нижний] и психодуховный [левый верхний]. Многое мы видели в различных освободительных движениях, включая движение женщин, отмену рабства, неприкасаемых в Индии и так далее на протяжении всей истории. Человечество менялось: люди прекращали порабощать друг друга и сами себя во всех аспектах или измерениях жизни.

Поэтому биологическое начало (или внешнее организма) есть одна из сторон, которую мы относим к правому верхнему квадранту. Левый верхний соответствует внутреннему индивидуума, это психологическая, эмоциональная и духовная сторона. В частности, когда мы говорим о психологии и духовности, мы рассматриваем два момента: структуры сознания и состояния сознания, которые в равной мере участвуют в освобождении. Два нижних квадранта относятся к совокупному или общественному, совместному аспекту жизни людей, здесь также есть внешнее и внутреннее. Внешнее (или социальное) соответствует правому нижнему квадранту. Сюда входят исторически развивавшиеся инфраструктуры, например, от кормодобывания к сельскому хозяйству, далее - к промышленности и информационным технологиям. Мы видим, что во всех аграрных структурах женщины рассматривались как низшие существа по сравнению с мужчинами. Всякий раз, когда речь заходит об аграрной структуре, девяносто семь процентов этих структур имеют строго поляризованную половую иерархию – такие культуры мы называем патриархальными. Но с наступлением промышленной и информационной революций физическая сила утратила свое значение для выживания. С приходом промышленной революции машины стали выполнять работу, которую прежде делали мужчины, поэтому повсеместно стали возникать женские движения, сначала совпавшие со смещением от аграрных структур к промышленным, а затем – от промышленных к информационным.

Левый нижний квадрант, культурное, это «мы». Это наши взаимные понятия – наши моральные и этические нормы. В то время как социальная структура представляет взгляд извне, культурная представляет взгляд изнутри. И мы наблюдаем развертывание или развитие ряда мировоззрений, идущих от архаических к магическим, затем к мистическим. От них – к рациональным, и, наконец, к плюралистическим и целостным. И опять мы отмечаем, что в культурах, находящихся на более низких ступенях, чем рациональные и плюралистические, женщины в некотором роде порабощены. Я не думаю, что было бы правильно смотреть на это с их точки зрения. Но с нашей точки зрения видно, что ни женских движений, ни равноправия на этом уровне нет. Они начинают развиваться только с появлением рационального мышления и моральных норм, а этот сдвиг идет параллельно социальному движению от аграрных культур к промышленным.

 

Левый верхний квадрант представляет собой внутренний мир индивидуума. И опять мы наблюдаем ряд событий, которые можно для простоты охарактеризовать как смещающиеся от эгоцентрических моделей к этноцентрическим, а затем – к ориентированным на мир, а потом – к космоцентрическим.* По мере движения от этноцентрической модели к ориентированной на мир вопросы освобождения женщин выходят на повестку дня.

Поэтому все стороны жизни важны. Если мы говорим об освобождении женщин, что должно бы означать, как современная женщина видит собственное освобождение от ограничений, налагаемых на свободу ее выбора, тогда во всех квадрантах мы должны получить уровень развития в движении от этноцентрической модели к ориентированной на мир и выше. Иначе не сработает. Поэтому я бы сказал, что искать следует в левом верхнем секторе – именно там показаны психологические этапы роста мужчин и женщин – и именно то, как формируется их эго, их разум и их самосознание.

 

Тот факт, что мужчина уходит из дома охотиться на медведя, а женщина остается дома присматривать за детьми, на ранних этапах развития является почти что биологической необходимостью.

Уилбер

 

И мы сосредоточиваем внимание на этом, различия в биологических организмах (это правый верхний квадрант) влияют на развития мужского и женского сознания. Разумеется, следует учитывать социальные структуры, являющиеся частью всего процесса.

Женское движение изначально даже отказывалось обсуждать общепринятые биологические факты. Например, они полагали, что поскольку среднестатистическая женщина физически слабее среднестатистического мужчины, если физическая сторона только и принималась в расчет - т. е., по словам Фрейда, «Биология предопределяет судьбу» - тогда женщины всегда должны были быть порабощены, потому что были заведомо слабее. Поэтому пост-современное женское движение зашло слишком далеко и ударилось в другую крайность – «Биологической истины нет. Наука есть такая же фикция, как и все остальное». Положим, это не так. Мы-то понимаем, что общепринятые биологические фактысуществуют, даже некоторые феминистки признают их влияние на социальное, культурное и личностное развитие. Один из этих фактов заключается в том, что мужчина в среднем обладает большей физической мускульной силой и подвижностью, потому что женщина может забеременеть. Тестостерон смотрит на мир не так, как эстроген. Так что эти биологические различия являются одной из сторон, которые надлежит принимать в расчет. А вклад биологии в формирование человеческого сознания немал – это связь между правым верхним и левым верхним квадрантами, с психологическим и личностным ростом и развитием. Поэтому вы и говорите вещи, которые познали, будучи духовным наставником, работающим с сознанием (левый верхний квадрант) в частности и с межличностными аспектами (левый нижний) в отношении того, насколько различны мужчины и женщины в части собственного сознания – с точки зрения их аутентичности, способности к просветлению, исходя из их взаимосвязи с биологическим организмом (правый верхний квадрант), в который они заключены.

Мы не собираемся придавать чрезмерное значение биологическим отличиям, но они есть. Без физической составляющей невозможно представить полной картины, а значит невозможно говорить о сознании личности без риска попасть в ловушку редукционизма. Если не брать это в расчет, картина получится неверной, слишком предвзятой. В этом заключается проблема постсовременного женского движения. Если женщинам, позволим себе немного утрировать, говорить, что никаких различий между ними и мужчинами просто нет, и то же самое говорить мужчинам, при том, что в ряде областей, например, в спорте, мужчины одерживают верх, эффект получится просто разрушительным. Это заведомо неверная информация. Это не освобождение, когда чувство собственного достоинства пытаются построить на фундаменте лжи.

 

 

 

До тех пор пока она не будет, осознанно или неосознанно,нуждаться в мужчинах, вряд ли она сможет действительно на равных общаться с мужчинами.

Коэн

 

Поэтому с универсальной (учитывающей все квадранты и все уровни) точки зрения тот факт, что мужчина уходит из дома охотиться на медведя, а женщина остается дома присматривать за детьми, на ранних этапах развития является почти что биологической необходимостью. Но по мере нашего роста и развития, разумеется, мы получаем бόльшую степень свободы, со временем движемся от этноцентрической модели к ориентированной на весь мир, и тогда наше сознание достаточно свободно, если мы предпочитаем избавляться от некоторых структур и форм, которые были уместны на более ранних этапах, но неприемлемы сейчас.

Когда люди доходят до ориентированных на мир уровней роста и развития, мы начинаем рассматривать их способность к пробуждению. И здесь должны произойти две вещи. Во-первых, необходимо выделить фактические структуры собственной личности, а во-вторых, выйти за их пределы. Поэтому в первую очередь необходима абсолютная, кристальная честность: вот что я представляю в психологическом плане, биологическом, социальном, культурном. Мы должны быть в состоянии определить эти моменты, потому что иначе они останутся за пределами нашего сознания. Поэтому очень важно, чтобы был учитель, наставник или кто-нибудь, кто может проникнуть в суть вопроса. Вы озвучили нам ваши соображения, они очень полезны, поскольку помогают мужчине или женщине признать «О, вот эти структуры я могу найти и в себе». И как только мы сможем это сделать, мы начнем выходить за их пределы. Поэтому я так благодарен учителям и наставникам, таким, как, например, вы, которые действительно помогают нам определить, что происходит с нашим эго во всех четырех квадрантах, во всех четырех сторонах нашего существования, чтобы мы могли прийти к аутентичности, а затем к просветлению.

Вот вкратце и все. Думаю, женское освобождение действительно нуждается хотя бы в такой установке – до тех пор, пока вы не освободились во всех четырех аспектах, результата не будет. Поэтому наша работа в этом отношении заключается в прокладывании пути для индивидуальных изменений, т. е. прорыва в сознании (левый верхний квадрант); будет подлинный прорыв, который в конечном итоге станет частью культурных и социальных институтов (левый и правый нижние квадранты). А они в свою очередь станут частью политических институтов. Но эволюция всегда пробивается вперед через личность, а личность с новым пониманием и новым сознанием растет рука об руку с ходом эволюции. Это совершенно неполиткорректно, поэтому я подчеркиваю, личности, совершающие прорыв в сознании, растут одновременно с ходом эволюции. Поэтому эксперименты с сознанием, ваши собственные и ваших учителей и наставников, так важны. Поэтому меня так живо интересуют отчеты непосредственно с мест, и я уверен, скоро мы будем получать сведения от самих женщин. (См. стр. 71). Поэтому опять-таки, наша работа заключается в прокладывании пути для изменений, в первую очередь, в левом верхнем секторе, затем – в нашем поведении (в правом верхнем), затем дело доходит до культурных изменений (в левом нижнем), и венцом является превращение в общепринятую социальную практику в виде социальной инфраструктуры/способа производства – правый нижний квадрант. Идея в том, чтобы были задействованы все четыре. Но начинается все с такого рода экспериментов в сознании.

 

Коэн: Это великолепно. То, что вы изложили, представляет собой целостный контекст – общий для всего, о чем говорил я. Полностью согласен. Я тоже убежден, что наша внутренняя эволюция, как вы и говорите, должна найти отражение во всех четырех квадрантах. Я высоко ценю те истины, которые вы уже достаточно долгое время до нас доносите, более чем когда-либо прежде.

 

 

Свобода или целостность?

Уилбер: Что касается вопроса, насколько по-разному проявляются мужчины и женщины, я хотел бы остановиться на том, что я называю четырьмя приводными механизмами всех индивидуальных голономий*. Будь то молекула, животное, мужчина или женщина, любая индивидуальная голономия имеет четыре различные тенденции: две горизонтальные, две вертикальные, выражаясь метафорически. В горизонтальной проекции – деятельность и общность, в вертикальной – эрос и агапэ; при этом эрос предполагает свободу и движение вверх за установленные пределы, а агапэ – целостность и стремление вниз к охвату и заключению в себе. Женщины в силу биологических отличий, хотя, разумеется, культурные и политические факторы играют свою роль, имеют склонность к общности и агапэ, а мужчины – к деятельности и эросу.

 

Коэн: Да. Думаю, поэтому я и заметил, что само понятие духовной свободы большинству постсовременных женщин сложнее примерить на себя, чем мужчинам. Женщины, похоже, испытывают большее пристрастие к взаимосвязи, отношениям, полноте или целостности. Но идея свободы, желания свободы на экзистенциальном уровне кажется чуть ли не чуждой концепцией.

 

Уилбер: Да, действительно. У мужчин, кажется, сильнее выражена тенденция к свободе, а женщинам ближе идея целостности. Космическое сознание для женщин это как... шоколад без конца и без края - пожалуй, вот подходящая метафора! Мужчины деятельны и независимы, женщины более зависимы от отношений в силу биологических особенностей, включая гормон окситоцин. С рождением ребенка женщина настраивается на каждое эмоциональное движение этого ребенка, ее тело запрограммировано на это. У особей мужского пола этой программы нет – мы запрограммированы главным образом на охоту на волков. Собственно говоря, эмоции это реальный слепок с первого миллиона лет эволюции. Если рядом с твоей пещерой бродит медведь, ты не будешь сидеть на месте и рассуждать о чувствах. А если будешь это делать, медведь с удовольствием тобой отобедает. Так что у мужчин, я бы сказал, две эмоции! У женщин их целых двадцать восемь; у мужчин – только передний ход и задний ход. Эмоции просто не входят в их арсенал.

 

Коэн: Но в связи с общим понятием эроса и агапэ, деятельности и общности, полагаю, по мере достижения нами целостного и, как вы их трактуете, супер-целостного или пост-целостного этапов эволюции, эти различия станут менее отчетливыми.

 

Уилбер: Полностью согласен.

 

Коэн: Потому что, по мере того как женщина освободится от земных уз, от основной роли продолжения рода, в ней появится собственная способность к деятельности и независимой творческой реакции на жизнь. Именно это ее пробудит.

 

Личности, совершающие прорыв в сознании, растут одновременно с ходом эволюции.

Уилбер

Уилбер: Именно. И способность мужчин к отношениям и агапэ.

 

Коэн: В какой-то момент мужчины станут более зависимы от отношений, в какой бы мере они ни переходили пределы этих структур. По мере того как мужчины начнут трансформировать более примитивные понятия своего эго и открывать для себя более межличностные стороны своей сущности, появится и способность к общности, и интерес к ней.

 

Уилбер: Согласен. Но что особенно важно в части этих различий и того, как вы их трактуете, я бы сказал, это то, что необходимо иметь план тюрьмы, из которой хочешь вырваться. Как вы отметили, поскольку эти структуры имеют такие глубокие корни в бессознательном, необходим мощный прожектор, чтобы хотя бы подойти к ним поближе. Поэтому очень важно обратить на них внимание. Однако зацикливаться на этом ни мужчинам, ни женщинам не стоит - это всего лишь совет, где искать. Мы не устанавливаем законы – мы лишь предлагаем взглянуть и определить, насколько это имеет смысл для того или иного конкретного человека. Если имеет, то вы получаете колоссальную помощь и поддержку.

 

Коэн: Верно. Это очень важно. Я также много размышлял об этом и понял, что в силу нашего пост-традиционного и пост-условного контекста никто не знает, какими следует быть. Что значит быть мужчиной? Что значит быть женщиной? Каким образом я должен извлечь некий смысл из человеческого опыта? А для женщин, находящихся за пределами традиционных структур, сознание того, какими быть, предполагает еще меньшую защищенность. Думаю, многие женщины могут и не сознавать этого, но когда начинаешь об этом думать, ощущение незащищенности усугубляется, потому что, по крайней мере, в традиционных культурах, в лучших из них, в силу ряда причин, о которых мы уже говорили, женщины защищены.

 

Уилбер: Все предопределено. Правила жестки, оцень понятны, поэтому в этом смысле женщины защищены. Никаких тайн, никакой путаницы, никаких проблем, по крайней мере, на этом этапе.

 

Коэн: Поэтому в настоящее время в западной культуре, по мере того, как мы выходим за пределы пост-современности, все древние структуры, по крайней мере, для эволюционирующих личностей, распадаются. Таким образом должно освободиться пространство для нового, хотя при этом и возникает страшное чувство незащищенности.

 

Уилбер: Полностью согласен. Я тоже много думал об этом и уверен, что для женщин это намного труднее. Наиболее ранние этапы развития почти полностью подчинялись биологическому началу, все было весьма прямолинейно. Движущими силами были инстинкт выживания, чувство голода и половое влечение. По достижении нами традиционной стадии развития, которую мы бы охарактеризовали вымышленной принадлежностью или конформизмом, все оставалось столь же прямолинейным – поскольку мышление было абсолютным, а вся истина мира заключалась, как правило, в одной единственной книге – будь то маленькая красная книжечка великого кормчего или Коран, или Библия. Это очень фундаменталистская модель, но есть чувство надежности и защищенности, потому что правила очевидны: мужчины остаются мужчинами, женщины - женщинами. А затем наступает индустриальный и пост-индустриальный этапы, и когда мы добрались до пост-современности, уже никто не знает, что же, черт возьми, происходит. А к моменту рывка к целостному открывается масса возможностей.

 

Коэн: Именно так.

 

Уилбер: Но женщины вступают в эту новую стадию с репутацией зависимых от отношений существ, поскольку всегда были склонны позиционировать себя на более ранних этапах с точки зрения отношений. С другой стороны мужчины позиционируют себя с точки зрения работы, труда. Итак, что происходит в новом пространстве, без указателей и ориентиров, – труднее ли женщинам в силу их склонности к отношениям и привязанности, и к чему она? Ответ в данный момент – к Духу. Поэтому женщине надлежит культивировать отношение и привязанность к Бытию. А мужчина, разумеется, должен быть привязан к работе, которая в свою очередь должна иметь привязку к Духу. Но для женщины это труднее, поскольку предполагает подключение рационального.

 

Коэн: Еще один существенный фактор в этой связи, я полагаю, заключается в том, что женщины были превращены в объект культуры.

 

Уилбер: Мужской культуры.

 

Коэн: Мужской культуры, но не без соучастия самих женщин.

 

Уилбер: Пожалуй. Они приняли это.

 

Коэн: Да, приняли. Но именно потому, что они были превращены в объект культуры, проблема склонности к самолюбованию и видению себя глазами других для них стоит гораздо более остро, чем для мужчин. Поэтому-то им намного труднее освободиться от самомнения - из страха вообще не узнать, что они из себя представляют.

 

Уилбер: Точно. И мы снова возвращаемся к их собственным отношениям со свободой, которые они зачастую толкуют с точки зрения целостности. Поэтому я обычно говорю, что каждое более высокое состояние или каждый следующий этап предполагает больше степеней свободы и больше степеней целостности. И что, по моему мнению, женщинам следует понять, если они уходят от одной формы целостности отношений, которая была им известна, они обретают гораздо бóльшую целостность.

 

Коэн: Именно. Что-то вроде «пред-целостности».

 

Уилбер: «Предварительно заданной целостности». Шоколад без конца и без края, который уже здесь.

 

Коэн: Вот именно. Многие женщины из тех, с которыми я работаю, уже начали это открывать. Это целостность, основанная совсем не на личной сфере или известных структурах. И это дает начало новому потенциалу.

На переднем крае исследования

 

 

Уилбер: Я восхищен тем процессом, который вы запустили, и тем, над чем работаете вы и эти женщины. Может, поговорим об этом? Что нового случилось за прошедшее лето? Как это происходило?

 

Коэн: Ну, я вел интенсивный курс в Испании. Я целенаправленно работал с группой студенток со всего мира. После серии духовных практик они собирались вместе раз в день. Мои инструкции были предельно просты: им надлежало закрепить достигнутое, чтобы не отступать от пути, который привел их к тому или иному этапу, пути к объединению с выходом за пределы своего эго – ни в коем случае не позволяя себе распадаться и возвращаться назад к личным структурам. Я говорил, что им обязательно следует делать по шагу вперед каждый день вместе и закреплять достигнутое, чтобы каждая в отдельности была ответственна за успех всей группы. Сейчас это кажется такой простой задачей, но для женщин это многое значило. Само понятие сохранения своего места и закрепления достигнутого вместе с другими предполагает скорее мужскую модель мышления. Женщины обычно не склонны к этому.

 

Уилбер: Поэтому существует такое огромное количество полностью мужских рок-групп и так мало женских. Мужчинам легче удержать достигнутое и выполнять групповую задачу.

 

Коэн: Знаю. Но если мы хотим создать стабильные структуры для будущего, женщинам тоже необходимо научиться удерживать достигнутое.

 

Уилбер: Понятно.

 

Коэн: Так что на этом интенсивном курсе мы шли постепенно от первого дня ко второму, третьему, четвертому, добрались до пятого – и тогда все начали понимать «Мы можем. Я могу». И это действительно изменило многое. По завершении десятидневного курса все они открыли в себе удивительную способность к объединению за пределами собственного эго, которой они так до смешного долго и упорно сопротивлялись. Они открыли для себя радости жизни, возможности общения в атмосфере объективного доверия, незнакомые им прежде и ставшие для них ориентиром и источником безграничной силы, а также гораздо более серьезной целостности.

 

Уилбер: Понятно. Это и есть струтура «мы»! Это соответствует левому нижнему сектору культурной структуры. Он вошел в нашу практику как понятие «мы». Это не временное состояние, это постоянная структура. Так выглядят структуры в левом нижнем квадранте. Это новая структура. Это новый и более высокий уровень, более высокий центр тяжести, берущий начало в тонкой душевной сущности, отринувшей структуры предыдущих ярусов, биологическое, социальное и культурное бремя. Вот что поражает.

 

Коэн: Не знаю, куда все это заведет с точки зрения культуры, в том смысле, что может значить быть женщиной или быть мужчиной. Но я убежден, что только на основе этой новой структуры, с той точки, где находятся женщины, мы сможем вместе найти выход, потому что именно отсюда и берет начало независимость, аутентичность и освобожденный интерес ко всему новому. Сейчас мы должны вместе создать новое будущее, поскольку мы еще не знаем всех возможностей. Это так увлекательно. И то чувство товарищества, которое существует между мною и этими женщинами, и их отношение ко мне, это совершенно другая реальность. Для женщин даже отношения с духовным наставником всегда приправлены желанием самоутверждения. Мне это не интересно. Но женщины, выходящие на этот новый уровень, могут стать реальными партнерами в создании нового потенциала в сознании, и ничего более захватывающего и волнующего быть не может.

 

Уилбер: Верно. Так что «мы» начинает формироваться. И это, как вы отметили, и я с вами совершенно согласен, становится для них основным ориентиром. Именно так и происходит в этой новой межличностной йоге на данном этапе, т.е. иными словами, они подключаются к левому нижнему квадранту. Как только мы доходим до пост-постсовременности, мы теряемся, пока не найдем новый набор квадрантов, которые соответствуют следующему, более высокому уровню. Это означает «я», «мы» и «оно» более высокого порядка. Они открыли для себя высшее «мы», у них есть ориентир. И у них есть пример высшего «я» в лице их наставника. У них есть план. Но самое важное заключается в том, чтобы открыть для себя высшее «мы». Это будда-дхарма-санга, при этом санга играет особенно важную роль. Вот группа женщин в их аутентичной сущности, с определенными целостными структурами, но вот твоя аутентичная сущность в целостной структуре, но на межличностном уровне ты по-прежнему слаб. Поэтому наша работа заключается в совмещении межличностного «мы» с тем уровнем, которого они могут достигнуть индивидуально вместе с тобой. И что особенно важно, формирование «мы» является абсолютной необходимостью, если это когда-либо превратится в политическую или социальную реальность.

 

Коэн: Без этого «мы» невозможно понять, в какую сторону должен быть сделан следующий шаг. На этом фундаменте будет построено будущее, будет создана структура, призванная быть на переднем крае исследования. Совершенно очевидно, что это не может быть массовым движением или чем-то еще в этом роде.

 

Уилбер: Нет, это станет массовым, если все будет сделано правильно. Если это идеально ляжет на Космические рельсы, возможно, процентов сорок населения смогут настроиться на эту волну.

 

Коэн: Ну, а если эволюция ускорится, экспоненциально, думаю, это будет иметь смысл.

 

Некоторые из женщин, с которыми я работал, открыли для себя радости жизни, возможности общения в атмосфере объективного доверия, не знакомые им прежде.

Коэн

 

Уилбер: На это может уйти десять тысяч лет. Но посмотрите, как далеко мы шагнули за две тысячи. Это невероятно. Поэтому должно быть поле для маневра в экспериментах в отношении того, как мы, т. е. квадрант «мы», межличностный аспект, культурный аспект, можем создать новые структуры, которые будут жизнеспособны. Формирование «высшего «мы»» собственно зачинает закладывать основание Космического уклада, Космических рельсов, в самой структуре реальности. Если история и должна направлять, то должна быть некая точка, реальная культурная революция, дающая начало более целостной форме управления или руководства, и это произойдет под действием экспериментов, которые работают в той мере, в какой они работают. Их, между прочим, сегодня не так уж и много. И поэтому я полагаю, что ваши опыты и опыты ваших коллег так важны. Это не от самолюбования, просто исторически так сложилось, что подобного рода опыты на переднем крае исследования всегда стимулировали судьбоносные решения. Поэтому мы с нетерпением ждем, что произойдет, поскольку это предполагает большую степень свободы и большую степень целостности, как для мужчин, так и для женщин. Вот в этом и заключается суть, как мне кажется.


* Во всеобъемлющей теории пифагорейское понятие «космоса» применяется для обозначения всеобщих взаимосвязей между физической, биологической, психологической и духовной сторонами реальной жизни. Поэтому космоцентричность означает причастность и ответственность за все аспекты существования во всей их полноте.

* Система (или феномен), которая является целостной сама по себе, но при этом входит в состав более крупной системы.