Подписка на наШИ новости

Электронная почта:

Посмотреть архив

 

ГУРУ и ПАНДИТ. Живой эксперимент сознательной эволюции

 

 

ГУРУ и ПАНДИТ
Живой эксперимент сознательной эволюции
Эндрю Коэн и Кен Уилбер
В своем недавнем диалоге духовный учитель Эндрю Коэн и интегральный философ Кен Уилбер исследуют динамику работы студентов Коэна, коллективная духовная практика которых продвигает человеческое сознание к новым уровням.

 

 

ЖИВОЙ ЭКСПЕРИМЕНТ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

 

КЕН УИЛБЕР: 
ПАНДИТ( ПРОСВЕЩЕННЫЙ УМ) (существительное, санскрит)
ученый, глубоко погруженный в духовную сферу и познавший мудрость.
Сам, определяет себя как - "защитник дхармы, интеллектуальный самурай." Уилбер – один из самых высоко ценимых ныне живущих философов современности, его работы предлагают всеобъемлющий и оригинальный синтез величайших психологических, философских и духовных традиций мира. В числе его книг - “Краткая история всего и интегральная духовность”.

ЭНДРЮ КОЭН:
ГУРУ
(на санскрите): тот, кто учит духовному освобождению, исходя из своего прямого опыта освобождения и реализации.
Сам представляет себя как «идеалиста, с революционными наклонностями» и широко известен, как вполне определенный голос в появляющемся поле эволюционной духовности. Коэн разработал оригинальное учение двадцать первого столетия, которое он назвал – Эволюционное Просветление. Он еще и основатель и главный редактор журнала «Что такое Проветление?»

ЭНДРЮ КОЭН и КЕН УИЛБЕР
Гуру и Пандит: Диалог XIV

Предисловие Эндрю Коэна
Кен Уилбер, мой хороший друг, всегда отмечал, что имеется огромная разница между переживанием высшего состояния сознания и реальным достижением более высокой стадии развития. В самом деле, высшие состояния, которых мы можем достичь путем духовной практики и духовного опыта, обычно являются преходящими. Будучи прекрасными и глубокими, они все же не гарантируют перманентной трансформации, реального достижения того, что можно было бы назвать новой стадией развития. 

Это было главной темой диалогов в данной серии, которые начались почти пять лет назад. Для меня отношение между состояниями и стадиями – вещь огромной важности, потому что я посвятил свою жизнь попыткам катализировать появление высших стадии развития, у вполне конкретных людей. 
Периодически на этих страницах я говорил об эволюции моего собственного понимания в процессе работы со студентами, затронув эту тему в первый раз во время дискуссии с Кеном вскоре после 30 июля 2001 года – даты, ознаменовавшей то, что я назвал "рождение Эволюционного Просветления." Со времени этого события, эта идея реализовалась серией мощных всплесков коллективного озарения и осознания недуальности в разных группах моих студентов. Более глубокое или высокое состояние сознания, которое выводит за пределы эго, вдруг непостижимым образом охватывало многих людей одновременно.

Что объединяет этих людей? Как уже описано в предыдущих диалогах, это - опьяняющее и глубокое состояние совместного переживания, в котором многие встречались с тем, что я называю Истинная собственная сущность, в течение все более длительного периода времени. В ноябре 2005 года это состояние существовало буквально неделями, распространяясь как неукротимый огонь в пределах всей моей международной студенческой организации, проявляясь в больших и малых группах, включая даже глобальную конференцию, где присутствовало до сотни мужчин и женщин. С тех пор мое внимание было направлено на стабилизацию этого прорыва к высшему сознанию. Я убежден, что если достаточное количество людей смогут удержать перспективу, которую они обнаружили в высшем состоянии, это могло бы с определенной вероятностью создать реальную основу для более высокой стадии развития.
В приведенном ниже диалоге Кен и я обсуждаем эти идеи и пытаемся представить их в перспективе.

КЕН УИЛБЕР: Ну, как продвигается ваша работа со студентами? Тот недавний сдвиг, о котором вы мне рассказали, все еще продолжается?

ЭНДРЮ КОЭН: Да, безусловно. По-прежнему происходят захватывающие вещи. Но самое главное, конечно же, - это все возрастающий уровень индивидуальной вовлеченности, благодаря которому все в мире становится возможным.

УИЛБЕР: А вы продолжаете практиковать форму телемостов на базе телефонной связи? 

КОЭН: Да. Поскольку мои студенты живут по всему миру, мы активно используем конференц-связь, и в последнее время мы пришли к выводу, что телеконференции являются удивительно важным инструментом в деле возникновения освобожденного от эго сознания. 

УИЛБЕР: Это здорово. Думаю, это очень захватывает, и уверен, что все так и есть. 

КОЭН: Я думаю, что в конечном итоге результаты нашего эксперимента будут весьма солидными и приведут, как я надеюсь, к огромной пользе, выходящей за рамки интересов индивидуумов, которые непосредственно в нем участвуют. 

УИЛБЕР: Как это все будет происходить, на ваш взгляд? Что на данном этапе вы можете предложить миру?

КОЭН: То, ради чего люди собираются вместе я называю, Истинной собственной сущностью (я-сущностью), о которой мы говорили уже неоднократно. Это - эволюционный импульс, который переживается на уровне сознания как экстатический порыв выхода за пределы эго. Как вы знаете, мои студенты уже имели такой опыт ранее, испытав мощный спонтанный прорыв; сейчас, однако, я пытаюсь построить стабильную структуру, которая сможет удержать такое состояние и в то же время способствовать его дальнейшему развитию. Я не знаю до конца, как отразить его на карте, но мы делаем все, чтобы это вышло за рамки сиюминутного состояния. 

А происходит в последнее время следующее: большие группы моих студентов входят в состояние озарения вместе, без применения каких-либо методик для этого. Но что самое впечатляющее: в силу того, что они начинают понимать, что это только состояние, а вовсе не более высокая стадия, они пытаются когнитивно понять и проанализировать свой собственный опыт, будучи в этом состоянии вместе. Цель не в том, чтобы раствориться в экстазе и легкости бытия. Очень часто, когда люди испытывают трансцедентальное состояние сознания, им хочется думать, что они стали просветленными, и они часто забывают, что не все так просто. 

УИЛБЕР: Это точно! (Смеется). Группы, с которыми вы работаете таким образом, большие?

КОЭН: Мы работаем в группах, разных по величине, которым мы дали название "холон", поскольку каждая группа является целым, составляющим часть более крупного целого. А то, что я описал, происходит в так называемом "суперхолоне", представляющем собой весьма большую группу людей численностью в двадцать, тридцать, сорок человек или более. В этом контексте возникает высший разум; вместе люди способны анализировать собственный опыт, при этом объединенное состояние может стать объектом частного и общего знания. Обычно, насколько я знаю, только некоторые люди, наделенные особым вдохновением, могут заниматься таким созерцанием в границах собственного личного опыта. Я никогда ранее не слышал, чтобы коллектив людей мог войти в высшее состояние сознания и затем попытался анализировать свой опыт таким вот образом. 

Я думаю, что в конечном итоге результаты этого эксперимента будут весьма солидными и приведут, как я надеюсь, к огромной пользе, выходящей за рамки интересов индивидуумов, которые непосредственно в нем участвуют. Коэн

УИЛБЕР: Да, это потрясающее достижение!

КОЭН: А также, если все так и будет продолжаться, нелокальное выражение этого процесса будет усиливаться. К примеру, некоторые из моих старших студентов, которые сами уже преподают, неоднократно испытывали следующее: когда они находятся одни в чужом городе, преподавая группам на семинарах, и в это же время суперхолон собирается где-либо в другом месте, в этом случае соьытие, которое они прводят, будет очень сильным, почти автоматически. В то же время, не имея такой "неместной поддержки", им приходится работать, выкладываясь очень сильно, чтобы достичь такого же эффекта. По мере того, как такое осознание становится более устойчивым, мои студенты переживают возбуждение и уверенность в себе, которую они никогда ранее не испытывали. И это, в свою очередь, порождает в них еще более глубокую увлеченность, которая, конечно же, является основой всего этого процесса. 

Именно решительность и увлеченность людей, вовлеченных в этот процесс, заставляет "поезд" двигаться. И для меня важно не просто переживание отдельного индивидуума, а то, что таким образом имеет место продвижение вперед. Можно так сказать: то, что выходит за пределы индивидуального опыта и вовлекает каждого человека, будучи выше частного, движет всем процессом. И тогда мы имеем дело с новым, целостным, видом духовной физики. Так что все, о чем мы говорим, можно выразить кратко и просто. 

Как только кто-либо прорывается к новому, это новое со все большей вероятностью реализоваться, и этот процесс распространяется на нелокальном уровне. Уилбер 

УИЛБЕР: Хорошо. Я теоретик, и частично в силу этого я очень хорошо знаю, как не хотелось бы, чтобы теории подменяли собой реальность – часто хочется подогнать реальность под теории! 

КОЭН: Ну, а мне нравится все – и теории и реальность! (смеется). Поэтому мы являемся друзьями.

УИЛБЕР: Но с точки зрения теории мне хотелось бы сказать, что на мой взгляд вы создаете стабильное состояние плато или плато-опыт, т.е. состояние, которое можно расширять практически бесконечно и которого вы более или менее можете регулярно достигать, при этом некоторые люди испытывают его постоянно. Это есть осознание, и хотя какая-то часть энергетики может приходить и уходить, осознание само по себе стабилизировано как плато-состояние, а не как пиковое переживание. 

КОЭН: Верно. 

УИЛБЕР: Но тогда возникают вопросы: первый – относительно проявлений этого, как вы это видите, интерпретируете, живете с этим; второй – на какой стадии развития вы должны находится на том или ином этапе истории, чтобы этот плато-опыт действительно утвердился, а не просто был сиюминутным, возбуждающим истерию, явлением? 

КОЭН: Верно. Над этим я и работаю сейчас. 

УИЛБЕР: А эти явления нелокального уровня, которые вы описали, действительно странные, но ведь по этому принципу работают морфические поля*. Вы, очевидно, слышали историю о лаборатории, которая годами пыталась кристаллизовать сложную молекулу, а как только им это удалось, целый ряд других лабораторий осуществил такую же задачу в следующем месяце, при этом они не имели контакта между собой вообще! Получается, что как только кто-либо достигает нового потенциала, этот потенциал со все большей вероятностью должен реализоваться, и это процесс распространяется на нелокальном уровне. И это верно практически для всех явлений. 

*Концепция, разработанная биологом Рупертом Шелдрэйком. Морфические поля представляют собой тонкую энергию - модели обычного поведения или памяти, определяющие структуру и развитие всех явлений – физических, биологических, умственных, социальных или духовных. 

Так что, я понимаю, вы создали - как минимум - состояние плато, имеющее собственный стабильный паттерн, и к которому вы получаете доступ все более и более быстро. И затем, как вы говорите, практически любой человек сможет войти в это поле. Именно над этим вы сейчас и работаете: как можно удержать и закрепить это состояние – не для одного какого-либо человека, как вы говорите, а в рамках суперхолона. 

БОЛЕЕ ГЛУБОКАЯ СТРУКТУРА 

КОЭН: Я думаю, очень важным элементом этого является сущность индивидуума, фундаментальный уровень его целостности или морального развития. Если люди, составляющие суперхолон, живут в соответствии с глубокими высшими философскими принципами и реализуют себя в жизни в духе выраженной моральной целостности, честности и индивидуальности, активно развиваясь, в этом случае между ними создается новая по типу интерсубъективная структура. Это - более глубокая структура в самом сознании, которая позволяет осуществлять целый ряд вещей совокупно. Когда это происходит, получается, как показывает опыт, что внезапно все удивительным образом складывается и структурируется для человека и для коллектива людей. Кажется, что все приобретает четкий смысл – кто ты, почему ты здесь, с объяснением каждого аспекта личной истории человека вплоть до настоящего момента, с направлением его в неизвестное будущее, вызывая чувство экстаза. 

То, что я описываю вам, начало происходить в основной группе моих студентов. Конечно же, не все было всегда гладко и стабильно. 

Я пытаюсь проникнуться – независимо от того, что представляет собой моя собственная сущность, чувством ответственности за перспективу, которая открылась мне в высшем состоянии опыта. Коэн 

УИЛБЕР: У вас все получится. 

КОЭН: Да, конечно. Как мы уже обсуждали, эти структуры не существуют сами по себе в эфире; они создаются реальными людьми. И как я чувствую, огромная часть моей работы должна быть посвящена выяснению того, как это сделать сознательно. Я не знаю, куда это все приведет, но я знаю наверняка, что стабильность этой новой структуры целиком зависит от уровня целостности и истинной приверженности людей, создающих ее.

УИЛБЕР: Да. Выстраивая структуру, мы должны быть достаточно аккуратны в семантических терминах. Термин "структура" может быть применим к целому ряду вещей; принципиально он означает стабильный паттерн. Но я достаточно часто использую слово "структура", говоря о структурах сознания, как, например, в спиральные динамики или стадии Джейн Лоевингер или порядки сознания Боба Кегана или стадии Джин Пьяджет, или иные развивающие системы. А поскольку они имеют тенденцию разворачиваться в виде стадий, мы называем их “структурные стадии”, или просто стадии. Состояния, с другой стороны, не обязательно разворачиваются в стадии – кроме случаев, когда мы специально тренируем этот аспект, и тогда мы имеем "стадии состояний". Так что это – в какой-то степени вопрос семантики, однако если состояние становится стабильным, мы можем называть его моделью или структурой.

Здесь явно происходит, насколько я могу судить, процесс в рамках нескольких квадрантов. Но, феномен состояний, как мне кажется, одна из самых замечательных вещей. Похоже, здесь имеет место мощный плато-паттерн. Необходимо иметь в виду, что всегда присутствует стадия осознания, равно как и состояние сознания, и между ними имеются определенные отношения. Как мы уже неоднократно обсуждали, мы интерпретируем состояние, в котором находимся, через стадию, в которой сейчас находимся. И в то же время стадия всегда имеет место при определенном состоянии. 

Что поражает меня: когда мы реально достигаем этого плато не-дуальности, именно из этого состояния мы оцениваем существующие на этом уровне стадии и структуры. И это очень важно помнить, в то время как многие люди забывают об этом и говорят "Мне кажется, я на стадии бирюзы" или "Я, наверное - индиго", и то же самое в отношении ультрафиолетового, янтарного или оранжевого цвета палитры состояний. И даже если все это так, вы при этом всегда находитесь в рамках определенного состояния. 

КОЭН: Конечно. 

УИЛБЕР: К примеру, предположим, к вам приходит человек с улицы, серьезно желающий присоединиться к вам, и с точки зрения стадии его развития он здоров и имеет оранжевую ауру. У него есть намерение, готовность развиваться, в нем присутствует любовь, и он готов расти. И вот он приходит и погружается в плато не-дуальности. Сейчас это теоретически возможно, на мой взгляд, потому что вы можете быть на любой стадии и переживать подобные состояния. Даже если вы находитесь на стадии оранжевого, вы должны постараться посмотреть на вашу собственную жизнь из не-дуального состояния. И тогда, независимо от того, на какой структурной стадии вы находитесь, если вы часто погружаетесь в это состояние плато, это может сильно ускорить развитие на определенной стадии, равно как и развитие структурной стадии, от оранжевого до зеленого, далее до зеленовато-голубого и до бирюзового, до индиго и т.д. Я полагаю, в какой-то степени так и происходит. Я думаю, что происходят и другие вещи, и там стадии также играют важную роль, но я полагаю, что это состояние плато есть реальное пространство осознания, в котором вы находитесь, когда оцениваете вашу частную жизнь. 

КОЭН: Верно - переживание, несомненно - важная часть всего происходящего. А состояние, если оно присутствует – это то, во что легко погрузиться и закружиться в нем, как в торнадо. Но, я полагаю, необычность того, чем я занимаюсь, заключается в том, что я на глубочайшем уровне пытаюсь проникнуться – независимо от того, что представляет собой моя собственная сущность – чувством ответственности за высшую перспективу, которая открылась мне в моем переживании. Иными словами, я пытаюсь сделать так, чтобы перспектива идентификации аутентичной сущности стала основной направленностью человека. Я хочу сказать, что если я могу помочь большому числу людей достичь этого, тогда то, что они получат, будет действительно необходимым состоянием; более того, такое состояние есть эволюционный импульс сам по себе. И когда множество людей будут постоянно испытывать этот импульс одновременно, не просто как переживание, но и как фундаментальное чувство осознания собственной сущности, возникнет, как представляется, стабильная в своей основе структура. 

Но чтобы добиться этого, как я говорил, необходим исключительный уровень целостности. Это означает, что человек должен в действительности захотеть пробудиться и отсечь от себя всяческий мусор, с которым он имеет дело в жизни. И это должно охватывать не только его жизнь в настоящем воплощении – это отсекание всяческой гадости в масштабе вечности! Человек говорит в конце концов: "Так, пора прекратить играть в игры. Хватит притворяться. Я собираюсь сделать это по-настоящему, независимо от того, чего это мне будет стоить. Вот оно, НАСТОЯЩЕЕ, необходимое для вечности, и я буду делать все, что нужно, чтобы развиваться." 

СИСТЕМА САМОИДЕНТИФИКАЦИИ 

УИЛБЕР: Разрешите мне сослаться на иной аспект теории AQAL («все квадранты все уровни»), который тут незримо присутствует. Я всегда говорю, что имеются, как минимум, пять элементов "аквала": квадранты, уровни, линии, состояния и типы. Но есть и шестой, который в рамках психологии развития является по важности первостепенным. Именно это мы и называем собственной сущностью. Давая ему определение от первого лица, мы называем этот элемент собственной сущностью, а говоря о нем в третьем лице, анализируя его объективно, называем его "я-системой." 

Я-сущность имеет несколько характеристик. Это место сосредоточения воли, намерения и целостности, она ответственна за интеграцию вместе квадрантов, уровней, линий, состояний и типов. Я-сущность имеет собственную структуру, собственную модель, собственные характеристики. Она – источник самоидентификации, источник воли. Она – источник защиты - в здоровом смысле слова, как иммунная система. Это – источник того, что мы называем навигацией – того, как мы можем направлять себя, и то, что окружает нас в текущей жизни. И в силу этого, как я полагаю, то, о чем мы говорим, это - полное изменение собственной сущности, собственной структуры, собственной модели и ее способности к достижению целостности. 

КОЭН: Именно так.

УИЛБЕР: И тогда получается, что вы входите в это не-дуальное состояние плато, а также претерпеваете это полное изменение себя с серьезным сдвигом ориентации в сторону развития, и к этому еще необходимо добавить суперхолон и систему AQAL – вот таково мое объяснение тому, о чем вы спрашиваете. 

КОЭН: Звучит убедительно! 

УИЛБЕР: Это не обязательно будет конкретной стадией – но человеку может быть необходимо достичь определенного уровня или стадии развития, прежде чем она сможет сделать то, о чем вы говорите. 

КОЭН: Правильно. Это – состояние отношения к собственному развитию, но я бы сказал, что я-сущность должна достичь, по крайней мере, уровня, который в спиральной динамике называется вторым ярусом когнитивной способности. 

УИЛБЕР: Да. Вот где мы начинаем: зеленовато-голубая или бирюзовая стадии в моей модели. Но пребывания на втором ярусе еще недостаточно, чтобы достичь того, о чем вы говорите, - необходимо добиться полного изменения в эго- структуре, в ориентации собственной сущности. 

КОЭН: Именно так! В самом деле, я обнаружил, что за последние двадцать лет, в течение которых я этим всем занимался, людям гораздо проще пройти горизонтальные состояния опыта и понять на когнитивном уровне отличия между вертикальными стадиями, чем достичь глубокого уровня целостности в себе. Но с точки зрения этой более крупной структуры, о которой я говорил, мне представляется, что именно эта целостность должна в конечном итоге дать больший ресурс, чем что-либо иное. Когда люди живут с этим уровнем "целостности души", как мы это назвали бы, и сохраняют в себе стремление к эволюции и перспективе познания себя, тогда случается что-то необычное, и об этом идет информация всем участникам этого процесса. Это ощущение того, что туманный потенциал близкого будущего всплывает в сознании, до невыносимости неотвратимый, и в какие-то моменты кажется, что он становится явью. Как вы уже говорили в одном из наших предыдущих диалогов, я-сущность - это состояние, которое можно испытать на разных стадиях, но когда его развитие достигнет кульминации - индиго или фиолетовой стадии в вашей модели, это явит собой формирование и утверждение его максимального развития как стадии. 

СТАДИИ СОЗНАНИЯ - модель 

Один из важнейших элементов интегральной теории Кена Уилбера заключается в признании того, что человеческое сознание возникает, развивается и разворачивает свой потенциал посредством изменчивой иерархической последовательности уровней или стадий. Интегрируя более сотни моделей развития в основу своей теории, Уилбер использует цветовую схему на основе радуги (цветов, традиционно приписываемых семи чакрам) для представления в общем виде этих различных стадий, которые сгруппированы в рамках трех основных классов или ярусов. 

На первом ярусе представлены все стадии от примитивного, инфантильного сознания (инфракрасный) до пост-современного плюралистического сознания (зеленый); второй ярус является серьезным скачком в холистические, системные и интегральные уровни сознания (зеленовато-голубой и бирюзовый); третий ярус вторгается на еще более интегрированную, выходящую за пределы эго территорию, с вовлечением космического сознания (индиго и выше), которая, как многие считают, является кульминацией развития сегодня. 

1 ярус 

инфракрасный
пурпурный
красный
желтый
оранжевый
зеленый

2 ярус

зеленовато-голубой
бирюзовый

3 ярус

индиго
фиолетовый
ультрафиолетовый

чистый свет

ПРЕДВЕСТНИКИ САМОСОЗНАНИЯ

УИЛБЕР: Какой, на ваш взгляд, самый важный фактор для активизации, если так можно выразиться, истинной собственной сущности в человеке или в суперхолоне? 

КОЭН: Ну, для людей, которые уже находятся в поезде, он уже движется! Так что самое важное – объединяться в контексте намерения, доверия и приверженности своей цели, и тогда все возникнет спонтанно. Удивительно, как все это происходит. Но стабильность возникновения и глубина происходящего, как мы уже говорили, зависит от уровня целостности, аутентичности и открытости каждого отдельного человека в коллективе. В этом контексте порождается огромное "эволюционное напряжение" – как я это называю, которое имплицитно требует, чтобы эго отступило. Когда это происходит, человек сбрасывает целый ряд слоев неискренности и фальши и входит в интерсубъективное поле, основу не-дуальности, где Небо и Земля, эго и остальные субстанции становятся неразличимыми и неотделимыми. 

УИЛБЕР: Правильно. И очевидно, что чем больше подлинности в людях возникает, тем больше шанс, что в суперхолоне будет активировано такое не-дуальное состояние плато. 

КОЭН: Верно. И тогда суперхолон практически становится полем, в котором и через которое происходит этот неличностный, драматический по важности, подъем. И когда это случается, эго либо отступает в тень, либо временно исчезает. Обычные наслоения фальши уходят в процессе опыта глубокого сопряжения, и таинственным образом образуется новый вид автономии, присущий высшему развитию людей. Люди испытывают самые необычайные состояния, но это не самое главное. Я реально ощущаю, что на основе всего этого строится что-то высшее. То, что я описываю, задумано вовсе не для выгоды участвующих в этом людей. Это происходит не только и не столько для их собственного развития, хотя последнее, конечно, имеет место. Это задумано в рамках чего-то гораздо более значительного. И я знаю, что это "более значительное" не произойдет, пока структура не будет стабильной. 

УИЛБЕР: Вы, очевидно, очень воодушевлены тем, что эти процессы сейчас находятся на стадии становления. 

КОЭН: Впервые за много лет огромное число моих студентов стали испытывать сопричастность к этому. Даже несмотря на то, что они уже имели определенный опыт до этого, мне кажется - и интуиция мне подсказывает, что это так и есть, - что впервые они начинают выходить на реально более глубокий уровень. 

УИЛБЕР: Получается, что весь их предыдущий опыт и понимание сейчас как бы перекраивается, выстраивается заново, ретроактивно упорядочиваясь. 

КОЭН: Да, именно ретроактивно. Я обнаружил, что на опыт познания себя в большой степени влияет общая тенденция развития. Но чтобы такое воздействие проявилось, человек должен в огромной степени отказаться от своей идентификации с эго – для появления и проявления самосознания, зрелости, душевной силы, духовной мощи и просветления. Такое воздействие на душу или на самосознание является постоянным, но пока человек не будет готов отпустить свое эго, оно просто не проявится. 

Независимо от того, на какой стадии вы находитесь, если вы часто погружаетесь в состояние плато, это может сильно ускорить развитие .
Уилбер 

УИЛБЕР: Вы сказали, что человек должен находиться на втором ярусе, чтобы истинная собственная сущность полностью проявлялась должным образом, реально дала о себе знать. Но какие моменты, на ваш взгляд, является предвестниками истинной собственной сущности, проходящими проявлениями ее, которые являются всплеском в детстве и усиливаются в отрочестве и затем расцветают на втором ярусе? Мне, в самом деле, интересно это знать. Живущий во мне психолог, занимающийся проблемами развития, хотел бы выяснить, каковы особенности этого пути развития. Вы понимаете, что я имею в виду? Я полагаю, что в основе всего лежит душа. В детстве душа находится в дремлющей стадии, достигая зрелости в более позднее время. Каждый человек имеет ресурс для ее проявления, равно как и доступ к ней, но сама душа не развивается. Она, так сказать, становится более полной, более свободной, более широкой – это ее свойства. Но мне интересно, что вы думаете о ранних предварительных проявлениях истинной собственной сущности? Вы задумывались об этом аспекте? Это ведь интересная тема. 

КОЭН: Вы знаете, я не рассматривал настоящую проблему именно в этом ракурсе. В моей модели душа и истинная собственная сущность вовсе не обязательно представляют собой одно и то же, но вместе с тем между ними имеется явная связь. 

УИЛБЕР: Разрешите мне сформулировать это другим образом: компонент, необходимый для раскрытия я-сущности, это, без сомнения – нахождение когнитивной способности на уровне не ниже второго яруса (цвета - зеленовато-голубой или бирюзовый). Но имеются и иные компоненты собственной сущности, а также есть другие ее предвестники. Очень важным моментом является не столько когнитивный компонент, сколько реальная способность к целостности. 

КОЭН: Да. Это так. 

УИЛБЕР: И вы можете обладать целостностью на более ранних уровнях, соответственно этим уровням. Целостность может проявляться на уровне желтого или оранжевого, а также более нижних. Так что если, говоря о развитии собственной сущности, для вас свойственны такие качества (если возвращаться в детство), которые способствуют интеграции я-сущности на более ранних стадиях, тогда к тому моменту, когда вы входите на второй ярус, существует более выраженная вероятность пробуждения истинной собственной сущности в качестве таковой. Вы понимаете, о чем я говорю? 

КОЭН: Да, все вполне понятно. 

УИЛБЕР: Так вот, я имею в виду следующее. Суть в том, что мы можем помочь людям подготовиться к этому на более ранних стадиях, способствуя тому, чтобы предвестники этого процесса проявили себя в нужной степени. 

КОЭН: И, конечно же, одним из препятствий целостности, о которой мы говорим, является то, что по большей части мы все замотаны! 

УИЛБЕР: Именно так. 

КОЭН: Есть целый ряд остающихся в тени вопросов, с которыми человек не хочет иметь дела по разным причинам, в результате чего создается ситуация, при которой их как бы нет – человек не имеет воли воспитывать в себе определенные качества, определенную целостность, о которой мы говорим. 

УИЛБЕР: Да, именно это происходит, и именно это останавливает человека. Такая фрагментация не позволяет истинной собственной сущности полноценно раскрыться на втором ярусе. Но если человеку свойственна целостность в необходимой степени и отсутствие ментальной патологии, он с большей вероятностью сможет плавно перейти на второй ярус в нужных обстоятельствах. 

КОЭН: Я думаю, вы попали в точку. Именно поэтому я в своем учении, столько внимания уделяю культивированию целостности и проповедую моральные и этические принципы поведения. 

УИЛБЕР: На мой взгляд, то, что мы размышляем об этих предвестниках - это очень хорошо, потому что вследствие этого мы сможем подумать о развитии – о просвещении истинного себя! Иными словами, мы можем определить здоровые предвестники, которые смогут помочь проторить дорогу к истинному пониманию себя. 

КОЭН: Без сомнения, это крайне важно – создать будущее. Я убежден, что нам нужно учиться, как выйти за пределы эго в контексте развития, и я верю в то, что пробуждение я-сущности – это инструмент, посредством которого мы сможем добиться этого. Так что я полагаю, то, что вы сказали о само-просвещении, - очень полезно. Это имеет огромный смысл. 

УИЛБЕР: Очень воодушевляет то, что ряд указанных факторов имеют место в совокупности: испытание состояния плато, начало формирования суперхолона, достижение огромным количеством людей нового состояния, возрастание их ответственности, в результате чего их собственная сущность поистине резонирует - и все это происходит в рамках развертывающегося эволюционного процесса. С высоты этого не-дуального плато вы также можете осмыслить и переоценить в определенной мере свою жизнь, ее процессы, ваши собственные структуры и состояния. Такое сочетание обеспечивает возможность, так сказать, не-дуального понимания, и оно становится субъектом, при котором другие вещи есть объекты. Это, в самом деле, удивительно. 

КОЭН: Я просто хотел бы, чтобы эти процессы стали более стабильными и интенсивными. Я при этом часто ощущаю, что у меня перехватывает дыхание от волнения. 

УИЛБЕР: Да. Я понимаю. 

КОЭН: И однажды это состояние становится стабильным. Не знаю, как это все будет выглядеть, но, что касается эволюционного импульса, мы наверняка знаем, что он набирает все большую высоту! 

УИЛБЕР: Да, правильно. Давайте предположим, просто как ментальный эксперимент, что прошла тысяча лет с настоящего момента, и средний культурный уровень колеблется вокруг индиго, а выше – только фиолетовый и ультрафиолетовый. И тогда возникнет новая форма самосознания на уровне фиолетового, и если в то время вы являетесь гуру, вы скажете: "Вот она, истинная собственная сущность!”, и вы будете бороться с идиотами, которые находятся на уровне бирюзового и индиго, и говорить: "Ну почему эти тупицы не могут увидеть эту темную материю – Х-мерную цепочку взаимодействия??" Вот в чем радость понимания Эволюционного Просвещения - импульс беспрестанно разворачивается, и бог сегодняшнего дня есть дьявол завтрашнего! 

КОЭН: Приятно об этом подумать – это радует своей перспективой.