Подписка на наШИ новости

Электронная почта:

Посмотреть архив

 

Универсальное обучение для Души


Интервью с Тэрри Паттеном 
В Интегральной жизненной тренировке, профессиональный Лайф-коуч Тэрри Паттен превозносит выражение "Духовный, но не религиозный" на совершенно иной уровень. Он предполагает, что данный интегральный подход к личностной трансформации, являющийся ситезом лучших в мире техник развития ума, тела и души может положить начало рождения нового пути духовного развития в двадцать первом веке.
Автор - Картер Филипс

 

 

Комплексная тренировка для души

Практика интегральной жизни заявляет о себе как о лучшем новом методе развития разума, тела и духа.

Интервью с Терри Паттеном

Автор Картер Фиппс

На Западе ведётся много разговоров о «духовном, но не религиозном» поколении. Но что же на самом деле означает быть искателем духовной правды в такой период истории, когда все мистические манускрипты, религиозные откровения и секретные учения всех времён уже не спрятаны, а вместо этого классифицированы, оцифрованы, «блогезированы», «твиттезированы», и систематизированы вездесущим виртуальным разумом Google? Действительно, похоже что процесс поиска сегодня это скорее анализ, сортировка и интернет-сёрфинг, он больше похож на отсеивание чего-то действительно глубокого от просто информативного. В новом мире нулей и единиц нам нужно нечто большее, чем духовный наставник. Мы нуждаемся в духовном страже, который помог бы нам отважиться нырнуть в водоворот информации и плыть сквозь него уверенно, держа курс и видя конечную цель. 
Практика интегральной жизни (ПИЖ), созданная духовным практиком и тренером Терри Паттеном (в тесном сотрудничестве с соавторами, философом Кеном Уилбером, учёным Марко Морелли и педагогом Адамом Леонардом) является именно таким стражем двадцать первого столетия. О её передовых методах рассказывается в книге «Практика интегральной жизни: проект физического здоровья, эмоционального равновесия, умственной ясности и духовного пробуждения для двадцать первого века». Созданная под сенью интегральной философии Уилбера, которая сама по себе является хорошей попыткой систематизировать и интегрировать множество мировых систем знаний, ПИЖ была разработана с единственной целью – объединить вместе глубочайшие инсайты Востока и Запада и сделать их релевантными для людей, которые ищут возможности жить более просвещённой жизнью. «Практика интегральной жизни интегральная – это значит всеобъемлющая, цельная и сбалансированная», - пишет Паттен во введении. «Это синтез ‘лучшего из лучшего’, что могут предложить наши традиции, с основными современными трансформационными техниками». Это, без сомнения, смелое заявление, но внимательно прочитавший триста пятьдесят страниц хорошо систематизированных и тщательно отобранных практик для совершенствования разума, тела и духа, по достоинству оценит впечатляющие достижения этих интегрально мыслящих авторов.


Паттен прекрасно подходит на роль представителя ПИЖ, поскольку ему самому не чужд высокий человеческий потенциал или серьёзная работа, необходимая для его достижения. Он активно занимается трансформационными практиками с начала 1970-х, и в своё время начинал в качестве студента у недавно умершего Ади Да. Да был очень требовательным к своим студентам, и к тому времени как Паттен в итоге оставил в 1980-х коммуну, за годы суровых практик и эмпирических исследований он пережил инсайты, которые стали основой для его дальнейших работ в качестве писателя, предпринимателя и учителя.


В 1990-х Паттен занялся бизнесом, работая с новыми технологиями для личностной трансформации и продавая их. Он переехал в округ Марин в Калифорнии (где и живёт в настоящее время), и принимал участие в деятельности местной группы Интегральной трансформационной практики (ИТП), которую основали и поддерживали Майкл Мёрфи и Джордж Леонард, две легендарных фигуры движения человеческого потенциала. Эта группа ИТП северной Калифорнии была в числе первых, занимающихся экспериментальным синтезом практик и проводящих научные исследования природы трансформационных практик и их эффектов. Успех этого предприятия помог вдохновить Уилбера, Паттена и других на то, чтобы объединиться и разработать свою собственную синтетическую систему, и через десять лет родилась ПИЖ.


После публикации Практики интегральной жизни Паттен по праву очень быстро стал учителем и интегральным лидером. Интерес к ПИЖ всё возрастал. Но характеризующая саму себя как «полностью включающая в себя» природа этой новой системы вызывала много вопросов. Например, как может система практик, имея такую огромную широту, обеспечивать глубину, необходимую для настоящей трансформации? Может ли ПИЖ, имея сущность, которую можно охарактеризовать словами «сделай сам», обеспечить структурированность и дисциплину, необходимую для того, чтобы практика действительно оказалась эффективной? Я недавно побывал у Паттена дома, среди золотистых холмов всего в нескольких милях севернее Сан-Франциско, и попросил его поделиться своим видением передовой духовной практики на заре информационной эры.
EnlightenNext: Прежде всего, примите поздравления по поводу выхода книги Практика интегральной жизни. Можете описать в общих чертах, что вы хотели донести до читателя этой книгой и в чём её отличия от других книг по саморазвитию и духовной практике?


Терри Паттен: Практика интегральной жизни не о практиках. Она о самой практике в принципе. Это то, что начинается с естественного проявления на определённой стадии человеческого развития – когда люди замечают, что их осознанность возросла, что они стали способны быть более внимательными, чем раньше, и оценили, как это здорово. Это когда они понимают «Осознанность и внимательность важны. Я хочу полнее присутствовать в настоящем моменте, быть внимательней, быть более осознанным, идти в ногу со временем». Это добровольное движение к цельности и росту. Это немного похоже на то, как мы карабкаемся на вершину очередной горы, желая увидеть открывающийся оттуда вид. Так вот, это в некотором роде панорама внутреннего мира человека, которая возникает перед ним по мере его развития.


Нам не обязательно верить в какие бы то ни было метафизические предположения, чтобы культивировать целостность, здоровье и полноту бытия. Христианин, преданный Иисусу Христу, может выражать это через Практику интегральной жизни. Так же как и Дзен-буддист, Тибетский или Тхеравада-буддист. Так же как и последователь любого другого учения или гуру. Так же как и сознательный агностик. Практика интегральной жизни – это не альтернативный путь; она выражает универсальные принципы любого пути, любого сознательного стиля жизни. Так что не стоит принимать её за новейший, лучший подход к саморазвитию.


ПИЖ базируется на принципах, сформулированных пионерами движения человеческого потенциала Джорджом Леонардом и Майклом Мёрфи – она не была скороспелым решением. Они предлагали сотни коротких трансформационных опытов в Эсалене. Но каким бы трансформационным и успешным не был этот опыт, пусть он длится неделю, или месяц, или год, в определённый момент – через несколько дней, недель, месяцев или лет – человека ожидает крах. Высшего состояния, инсайта, потрясающего опыта просветления – недостаточно. Для устойчивой трансформации требуется непрерывная практика – просыпаться каждый день и добиваться как можно большей осознанности, внимательности и присутствия в каждом моменте жизни с целью достичь способности сделать это полней в следующий момент, и в следующий за этим момент. Это выбор стиля жизни. Это то, как следует понимать Практику интегральной жизни.


EN: Можете объяснить мне, что означает слово «интегральная» в названии Практики интегральной жизни?
ТП: Дух Практики интегральной жизни интегральный в обоих ключевых значениях этого слова. Во-первых, под словом интегральный мы подразумеваем слово «интегрирование», означающее включение всех важных частей так, чтобы они были правильно связаны между собой. Во-вторых, мы подразумеваем слово «цельный», как слова «целое», «целостность», которое указывает на единое, без разрывов, целое. Но сущность этого целого не выражено тщательным и целенаправленным упорядочением частей. Оно переживается и познаётся именно как неразрывное единство. Поэтому, чтобы правильно применять ПИЖ, человеку необходимо ощутить целостность духа практики. Тогда все самые значимые, тонкие отличительные черты будут восприняты в верном контексте, когда не приходится отвлекаться на детали, не видя леса за деревьями.
EN: То есть вы хотите сказать, что здесь не может быть просто набора прекрасных практик, из которых человек выбирает те, что подходят лично ему. Должен быть какой-то более глубокий контекст, единое определяющее направление.
ТП: Да, это очень важная вещь для ПИЖ. Она основана на интуитивном чувствовании нераздельности. Но у человека могут быть разные мотивы для начала ПИЖ. На самом деле, первая глава спрашивает «Зачем практиковать?» И ответ может быть «чтобы расти над собой» или «быть настоящим» или «чтобы полней раскрыть свои таланты». Есть целый список возможных мотиваций. Настоящая правда в том, что некоторые люди начинают практиковать, потому что хотят быть крутыми, или может потому что хотят сбросить вес или хотят, чтобы другие думали о них, как об осознанных личностях. Люди могут начать из самых примитивных, эгоистичных соображений. Но если они по-настоящему практикуют, то начинают переживать трансформационные перемены. Вслед за этим трансформируется практика, и их мотивы эволюционируют. Не обязательно начинать с мотивацией, находящейся на вершине шкалы развития. Годится любая отправная точка. А природа настоящей непрерывной практики такова, что она неизбежно со временем разовьёт вас.


Высочайший мотив для ПИЖ – это слияние двух фундаментальных факторов. Мы чувствуем самоактуализирующий импульс. «Я хочу быть всем, чем могу стать. Этот жёлудь хочет стать дубом. Я чувствую стремление на уровне организма, почти на биологическом уровне, к полному самовыражению». А потом мы чувствуем другой импульс - служить, вкладывать, оказывать влияние. «У меня есть связь с целым, знание моей нераздельной тождественности с миром, который больше меня, и я слышу зов, просящий о моей услуге, моём вкладе, моём даре». Вы можете сказать, что это чувство одновременно благородства и долга, объединённых в нераздельном мотиве. Я думаю, что практика развивается до такого высочайшего мотива естественно и свободно у тех, кто занимается ей долгое время.


EN: Конечно, это идеал, но также может оказаться, что люди будут заниматься духовной практикой в течение многих лет, и не обязательно достигнут такого уровня. Такой мотив не обязательно появится, если человек будет просто продолжать заниматься духовной практикой.


ТП: Да, я согласен. У некоторых практикующих нет роста. Некоторые практикующие работают на пределе и остаются при этом нарциссичными и зацикленными на себе. Так что я бы согласился. Но я бы также добавил, что причина, по которой практика естественно и неизбежно не ведёт вперёд в том, что она идёт на компромисс с незрелыми культурами общения, которые её окружают. Некоторые личности являются частью сообществ, которые выражают и сохраняют взгляды религиозных культов, ограничивающих рост. Если бы они практиковали в настоящем интегральном контексте, где присутствует гораздо больше позитивных голосов, я думаю это естественно и свободно привело бы к другому результату.
EN: То есть совокупность факторов культурного контекста вашей практики имеет огромное значение.
ТП: Оно даже может быть определяющим. По-настоящему трансформативная практика, по своей сути, побудит вас служить и платить миру, но это побуждение может возникнуть очень поздно, если не будет стимулировано вашим сангха – вашими учителями, тренерами, людьми, оказывающими влияние на ваше видение мира. Ваше видение будет определять это. А на ваше видение влияет в том числе и культура.
EN: В вашей книге вы определяете некоторое количество различных модулей, которыми могут оперировать люди, включая всё от артистизма и общественной работы до питания и сексуальности. Но есть четыре модуля, формирующих ядро, лежащее в основе Практики интегральной жизни – Тело, Разум, Дух и Тень. Как это проявляется? Можете рассказать про каждый из четырёх модулей?


ТП: Основные модули обеспечивают организацию систематической практики, которая инициирует, упорядочивает, структурирует и помогает создать здоровую интегральную жизнь. Основные модули потому основные, что нам необходимо развивать их, чтобы быть способными реагировать на все неопределимые, незаметные, неожиданные, непредсказуемые проявления, которыми практика должна быть наполнена каждую секунду. Основные модули связаны с вашим телом, разумом, духом и тенью. Все остальные модули базируются на этих основных модулях.


EN: Говоря про телесный модуль….Я обратил внимание, что в вашей команде присутствует создатель бодибилдинга Шон Филлипс.


ТП: Да, Шон обучает Тренировке фокусированной силы, высокоэффективному, осознанному подходу к тренировке силы, что является ядром Практики интегральной жизни. Но используя структурный подход, мы также акцентируем внимание на упражнениях для сердечно-сосудистой и нервно-мышечной системы (таких как баскетбол, футбол и определённые виды танцев, требующих мгновенных неврологических реакций для передачи импульсов от мозга к мышцам). И это только упражнения для грубого тела. Есть также все виды важных упражнений для тонкого тела и причинного тела.


EN: Можете дать короткое определение тонкого тела и причинного тела?


ТП: Тонкое тело может быть даже названо тонкими телами, потому что включает все градации тонкости, которые тоньше физического. Каждая отдельная чакра отражает уровень тонкой энергии. Сюда относятся энергии, очень близкие к физической, такие как эфирные энергии, с которыми работают в акупунктуре. Затем, есть ещё более тонкие энергии (иногда описываемые в диапазоне, соответствующем семи чакрам), которые имеют такие названия как «эмоциональная», «ментальная», «астральная», «душевная», и «тело блаженства». Мы можем развить осознанность этих энергий и привести их к гармонии, используя такие практики как йога, чи-гонг, тай-чи и шаманское искусство. Развитие осознанного отношения к тонким энергиям есть важная часть практики.
Причинное тело – это источник даже для тонкого. В эзотерических традициях часто говорится, что любая форма в каждый момент постоянно проявляется через Непроявленное и возвращается в Непроявленное. Причинное – это неподвижный, неслышимый аспект проявления, которое находится рядом с Непроявленным, лишь едва проявленное; оно не имеет намерения или содержания. Это олицетворение до любой формы движения. Вот почему оно называется «очень тонкое» в Тибетских традициях.


EN: Можете рассказать мне о Модуле разума?


ТП: Модуль разума – это практика принятия всё большего и большего количества разных, гибких и верных точек зрения. Одной из подходящих этому модулю практик является изучение интегральной теории Кена Уилбера (которая определённо может быть психически активной; она может пробудить в вас более полное и пространственное видение реальности). Но существует много практик Модуля разума. Модуль включает в себя любую активность (чтение, изучение, письмо и т. д.), расширяющую ваши способности принимать более адекватные точки зрения. Жизнь движется быстро; она похожа на сплав по горной реке. Иногда вам необходимо принимать очень сложные точки зрения. Иногда вам необходимо расслабится и отойти от этих точек зрения. Вам нужно быть гибким, чтобы встретить событие без предубеждений, и быть способным сформировать систему взглядов для понимания и видения этого события в соответствии с контекстом. Наша способность быть настолько гибким является главной целью практики Модуля разума. Тот, кто не практикует активно этот процесс принятия и отпускания точек зрения, теряет что-то важное в своей жизни. Это основной модуль в индивидуальной практике.
EN: Расскажите о Модуле тени.
ТП: В древних духовных традициях не было полного понимания тени. Они не понимали процесса вытеснения и бессознательного. Основные понятия Фрейда появились позже. Он увидел, что человеческая душа подавляет чувства и потребности, угрожающие её выживанию, и что эти чувства и потребности существуют вне нашей осознанности, часто разрушая наши сознательные намерения.
Когда у ребёнка возникают сильные эмоции, вызывающие конфликт, дилемма разрешается путём вытеснения. Например, случается, что ребёнок может испытывать такие чувства: «Я ненавижу Маму, но Мама – это моя связь с едой, теплом, комфортом и воспитанием. Мама вызывает во мне ярость: я хочу убить её. Но это будет угрожать моему выживанию!» Душа просто не может принять чувства, угрожающие выживанию. Гнев вытесняется в подсознательное. Ребёнок вырастает с вытесненной яростью, и это иногда проявляется как депрессия или страх. Это закладывается в очень юном возрасте, и мы делаем это в течение всей нашей жизни. Поэтому практика тени необходима в течение жизни.
Это не означает, что нам следует потакать бесконечному нарциссическому помешательству на самом себе, называя это «работа с тенью». У меня были очень интересные беседы с членами сообщества EnlightenNext о том, как люди потакали своим предрассудкам относительно своего внутреннего содержания, называя это практикой тени, что на самом деле мешало росту. Я осознал, что здесь может иметь место злоупотребление. Но есть достойный уважения и приносящий пользу способ взглянуть на то, что вы не видите. Тень – это то, что вы не можете видеть, но это не только то, что вы не можете видеть того, что вы не можете видеть. Это глубже. Это то, что вы не можете увидеть тот факт, что вы не можете этого видеть. Вы преданны тому, чтобы не видеть это. Поэтому для работы с тенью нужна не только проницательность, но и смелость.
EN: Как понятие тени соотносится с более традиционной концепцией эго или гордости или даже нарциссизма? Какая здесь связь?


ТП: Когда в жизни проявляется какая-либо неприятная сторона меня самого, у меня всегда есть выбор – или сделать вид, что я ничего не заметил и упустить возможность для роста, или принять это, позволить этому изменить меня, и проработать когнитивный диссонанс, который возник в результате. Причины, по которым я выберу первое или второе, часто спрятаны от меня самого. Избежание эгоистично, да, но оно связано не только с настоящим; оно часто проявляет паттерны, полученные в первые годы жизни. Поэтому выход за пределы негативного эго и работа с тенью глубоко взаимосвязаны; они не могут быть отделены друг от друга.


EN: Расскажите о Модуле духа.


ТП: Для большинства людей Модуль духа - это центр их практики, источник ракетного топлива, питающий всё. Люди практикуют, потому что хотят подняться на высшие уровни осознанности. Они хотят полнее осознавать реальность. Вот что мы имеем ввиду под духовностью. Но что есть Дух? Это тайна – самая глубокая и важнейшая тайна всего. Дух, по определению, вне определения. Это То, что нельзя познать, увидеть и потрогать.
Тем не менее, мы можем выделить три базовые формы духовной практики: третьего лица, второго лица и первого лица. Духовность третьего лица предполагает отношение к божественному как к объекту нашего внимания. Когда мы созерцаем некоторые проявления Духа там и мы просто смотрим или замечаем его, относимся к нему как к третьему лицу, это духовность третьего лица. Есть два основных типа духовности третьего лица, которые принимает большинство из нас. Один из них – это природный мистицизм. Прямо сейчас мы сидим на улице в Калифорнии, и смотрим на тело Бога в некотором смысле. Мы слышим, как поют птицы или видим свет разума в глазах оленя. Это тело Духа. Второй тип духовности третьего лица – философский или теологический мистицизм. Когда мы философствуем, мы замечаем «связующие паттерны» наших внутренних и внешних миров, и это также позволяет нам глубже понять тайны существования. Теология – это духовность третьего лица. Мы созерцаем Его. Мы видим Его.


Большинство современных духовных путей являются формами духовности первого лица. К ним относятся адвайта-веданта, множество буддистских путей, а также множество популярных нетрадиционных учений, таких как учения Экхарта Толле или Байрон Кейти. Люди, успешно практикующие духовность первого лица пробуждаются, хотя бы на мгновения, как сущность, или «Я» всего существующего. Они добиваются причинного, или недуального пробуждения, осознают неотделимость от всего их опыта. Нет субъекта и объекта, вообще нет ничего другого. Духовность первого лица очень ценная, она затрагивает сущность, она радикальная. По сути, любая радикальная духовность имеет тенденцию быть духовностью первого лица.
Многим современным практикам привычна духовность третьего и духовность первого лица, они чувствуют себя с ними удобно, однако им гораздо меньше привычна духовность второго лица. Проблематичность духовности второго лица заключается в том, что все монотеистические традиции придерживаются концепции Бога сверхъестественного и мифического. И если люди отрицают мифическую концепцию Бога, мы сбиты с толку. «Если белобородого парня в небе на самом деле не существует, кому я тогда молюсь?» Чувство, что там был «Другой», которому можно молиться, становится сомнительным. Для большинства людей необходимо просто «отпустить» духовность второго лица, потому что единственный способ практиковать её – подтвердить некоторые метафизические утверждения о Божественном Другом, в которые мы не особо верили. Поэтому мы выбросили все отношения второго лица с Духом, что оставило нас с серьёзными духовными ранами.
EN: Во втором лице Бога, по крайней мере, в традиционном понимании, присутствует некий вертикальный элемент. Человек смотрит снизу вверх на что-то, что есть «Ты». В такой системе выстраивается определённая духовная иерархия.
ТП: Да, но нужно помнить, кто такой этот «Ты». Этот Ты – это вся вселенная. Этот Ты намного больше. «Я» крошечный. «Ты» безграничный. Духовность второго лица не означает отношения между двумя равными. Это отношения с Тем, на чьих любящих руках я был рождён, на чьих руках я умру, кто определяет, через непостижимые для меня процессы, все проявления судьбы и удачи, формирующие мою жизнь. Это Тот, которому я обязан за каждое благодеяние и каждую милость, Тот, кто знает меня лучше всех и кто присутствует в каждом моменте моей жизни, Тот, кому был подарен каждый чистосердечный дар с моей стороны. Тот, кто видит меня сквозь все игры, в которые я играю. Духовность второго лица – это мои отношения с сильнее всех Любимым, моим Божественным Компаньоном. Это самые фундаментальные отношения с Другим, которые только возможны. Они покрывают и включают в себя все возможные архетипы отношений.


EN: В чём разница, если она есть, между разнообразными практиками, пришедшими к нам из разных традиций в разные периоды культурной истории, и практиками, присущими непосредственно интегрализму? Складывается впечатление, что книга содержит практики, подходящие для интегрального сознания, практики, которые попросту не могли бы быть восприняты на ранних стадиях развития культуры. Как же вы отделили эти практики от тех, которые пришли к нам из ранних времён и теперь могут быть использованы в интегральном контексте?


ТП: Мы много думали об этом. Большое число традиционных практик предполагает устаревшую метафизику, так что очень полезно делать практики, которые отражают транс-рациональную, современную, интегральную точку зрения. В книге мы пишем о своего рода практиках-«победителях», являющихся выражением интегрального сознания. А также мы предлагаем модули-«одноминутки», потому что люди нуждаются не только непосредственно в интегральных практиках, но также в практиках, имеющих временный эффект, по причине нашей повседневной занятости.
Сейчас мы прилагаем все усилия, чтобы убедиться, что Практика интегральной жизни совместима с любой традицией – не обязательно как альтернативная, но и как полнее выражающая существующие пути. В то же самое время, я думаю что создаётся новая школа чистой интегральной духовности. Этот интегральный путь будет церковью без священника, новой общедоступной традицией. Моя работа в качестве интегрального тренера и учителя Практики интегральной жизни не ограничивается рамками одной традиции. Она основывается на интегральном сознании. Интегральный путь это первый полный религиозно-духовный путь, который нельзя назвать «верой». Он вне веры во что-либо. Это жизнь и осознанная практика таким способом, который приносит результат. Это форма духовности, которая может выдержать критику рационалистов-агностиков, атеистов, и разрушительную критику постмодернистов. Я считаю, что интегральная духовность даёт основу, которая позволит разрушить барьеры, которые изолируют практикующие сообщества друг от друга. Вот почему мы обращаем внимание на интегральный подход ко всем путям, также как и автономность интегрального пути. Тот факт, что он может перейти через любые границы так же важен как и то, что он представляет собой абсолютно новую традицию.
EN: Одна из проблем, которая актуальна для любой пост-традиционной системы практик, похожей на вашу, заключается в следующем: Как выйти за пределы собственного Я, находящегося в центре всего этого и выбирающего путь, отличающийся от того, который предлагают практики? Существует ли более широкий контекст, на который можно ориентироваться? У меня есть духовный учитель, и это обеспечивает иерархический контекст для практики, что очень хорошо работает, но не будет работать для всех. Как же найти эту необходимую иерархию, которая позволит перешагнуть своё нарциссическое Я и даст силу для практики, в интегральном контексте, где человек всё ещё находится в центре своего собственного проекта интегральной жизни?


ТП: У меня есть два ответа. Во-первых, если кто-либо открывает для себя Практику интегральной жизни и в результате у него появляется больше порядка в том, что он делает и практикует, и принимается более интегральная точка зрения, тогда я думаю это только плюс, даже если человек всё это порождает сам. Возможно, что-то будет упущено, но будет продолжаться рост в важном направлении. С другой стороны, я согласен, что это проблема структуры, потому что вы будете наименее адекватно оценивать себя именно в своей «мёртвой зоне». Мы говорим об этом в книге; мы говорим, что нужна обратная связь, нужен тренер или группа поддержки, предлагаем найти сангху или учителя. Мы не рекомендуем каждому работать как свой собственный учитель, без проверок и подведения итогов. Мы указываем на то, что это сложный путь с множеством подводных камней, а люди склонны к самообману. Вы правильно указали на те места, где может случиться, а вероятней всего и случится сбой, но на мой взгляд, это не изъян в проекте Практики интегральной жизни. Нет стопроцентной гарантии того, что человек не найдёт способа использовать практику неправильно. Ни один из традиционных путей не исключает возможности самообмана. Практика интегральной жизни не имеет «защиты от дурака». Но я думаю, она ближе, чем что-либо из того, что было раньше, подошла к тому, чтобы иметь эту защиту.