Энтеогены: правда или ложь?

 

Энтеогены: правда или ложь?

Состояния сознания считались священными, а вызывающие их вещества были широко распространены во все времена человеческой истории (Bourgignon, 1973; De Ropp, 1987). Среди исторических примеров сома в индуизме, хаома у зороастрийцев, питури австралийских аборигенов, чай дзен-буддистов, кикеон в греческих элизианских мистериях (Смит, 1964), и вино Диониса Элеутериуса (Диониса Освободителя) (Марреро, 2003). Среди современных примеров пейот коренных американцев, ганджа (марихуана) у растафариан, и аяхуаска шаманов южной Америки (Гарнер, 1973; Уолш, 1990). Веками во многих культурах существовала уверенность в том,  что психоделики способны индуцировать реальный религиозный опыт (Гринспун и Бакалар, 1997; Гроб, 2002; Хант Бадинер, 2002; Робертс, 2001; Смит, 2000).

Однако, на Западе история развивалась совсем по-другому. Психоделики были практически не известны, пока в 1960-х они не ворвались в западную культуру, совершенно не готовую к этому. Значительная часть западного общества впервые в жизни испытала мощные изменённые состояния сознания. Некоторые из них были действительно болезненными и проблематичными. В то же время другие были несомненно сверхъестественными и похожими на откровение. Вопрос о том, могут ли наркотики вызывать реальный религиозный и мистический опыт, из сухих научных дебатов неожиданно превратился в напряжённые политические баталии.

О многом говорит разнообразие названий, которые получили эти необычные препараты. Те, кто высказывается против данных веществ, называют их «психотомиметики» (имитаторы психоза) или «галлюциногены» (возбудители галлюцинаций). Для большинства людей и некоторых защитников это психоделики (проявители разума). В последнее время некоторые исследователи предлагают называть их энтеогенами (открывающими Бога в человеческой душе). Являются ли эти вещества тем или другим, могут ли они на самом деле быть энтеогенами, могут ли обладать сразу всеми описанными выше качествами, в зависимости в частности от установки и обстановки? Раскрывая в этой статье тему того, что они могут иногда являться «энтеогенами», я главным образом буду использовать более нейтральный термин «психоделики».

К сожалению, позиция правительства и безумие средств массовой информации затмили собой серьёзные исследования и объективное изучение вопроса. Процветала дезинформация. Некоторые защитники отрицали опасность употребления наркотиков, некоторые противники и даже правительство чрезмерно увеличивали эти опасности. Противники наркотиков, например, часто злоупотребляли сомнительным научным исследованием, подтверждающим заявление о нейротоксичности, и продолжают делать это, особенно в отношении МДМА (экстази) (Конкар и Айнсворт, 2000), хотя по-прежнему остаются спорными и широко обсуждаемыми такие вещи, как реальная природа и значимость МДМА в оказании эффекта на нервную систему (Гроб, 2002; Холланд, 2001).

Однако, вопрос – один из самых важных вопросов, касающихся этих наркотиков – остаётся: Могут ли психоделики индуцировать реальный мистический опыт? Станислав Гроф, самый опытный исследователь психоделиков во всём мире, делает вывод, что «в настоящее время, после 30 лет всестороннего изучения, вопрос о том, может ли ЛСД и другие психоделики индуцировать реальный духовный опыт, остаётся открытым».

Два направления исследований – изучение фактов и изучение теории – предлагают сегодня ответ, на десятилетиями звучащий вопрос. Этот ответ – «да», но с большими ограничениями. Да, психоделики могут индуцировать реальный мистический опыт, но только иногда, у некоторых людей, при некоторых обстоятельствах. Чтобы принять правомерность такого утверждения, изучим аргументы, используемые против него, недостатки этих аргументов, последние исследования и теорию, которая объясняет данные, полученные в результате исследования.