Отношения и Модель жизни человека

ГенШи: Есть область, условно я её обозначу как «Я» (рис. 1).

Рисунок 1.
Границей этой области в данном случае является «самоописание». Я тот, кого я описываю.Например, я мужчина 61-го года, толстый, лысый, зовут меня так-то, я русский. Я себя описываю-описываю-описываю, и это образ, который у меня в голове стоит, когда я произношу «Я». Вот с такой-то личной историей, я родился там-то, всяк-то учился там-то, и то-то со мной происходило. То есть, если другим словом написать «самоидентификация». Везде «другое». (вокруг границ «Я»). Понятно?
Участник: Ну да.
ГенШи: Если я выделяю нечто «другое» за пределами самого себя (рис. 2), то процесс взаимодействия с этим другим есть соотношение себя с этим другим. То есть, мои отношения. Я себя соотношу с тем. Ну, предположим, Илья?
Участник: Я.


Рисунок 2.
ГенШи: Тоже мужчина, но помельче будет, и помоложе, пошустрее, погибче. Понимаете, да? Я отношусь к нему как? Как к меньшему по объёму, полу-молодому, и так далее. Я создаю описание его, и отношусь скорее уже не к нему, а к его вот этой вот оболочке. Я вижу, что он другой, мы разные. И вот то, что я описываю его, я начинаю соотноситься с этим. Но при этом по себе-то я знаю, что я-то не есть «самоописание», я-то больше даже чем то, как я себя описываю. Я же не просто мужчина, во мне есть Ян и Инь, понимаете, да? А вроде как описываю всегда стабильно, - как мужчину. И по многим параметрам так, я как бы выбираю некое из «супер-эго», термин, который вроде бы подходит для социума, и его использую для «самоописания», когда говорю об этом другим. Но что-то остается за скобками там внутри, не вываливаясь наружу. И это принадлежит только Я, только мне самому, я сам о себе это знаю, и больше никто.
Наверное, вы знаете окно Джохари, уместно будет припомнить. Знаете про окно Джохари?
Участник: Я нет.
ГенШи: Два американских психолога предложили модельку описания, например, самого себя, которая выглядит как окно (рис. 3). Где человек видит 4 квадратика, как окно.

Рисунок 3.
Одного психолога звали Джо, а другого Хари, поэтому Джохари. Вот приблизительно, точнее сейчас я не буду восстанавливать в своей памяти, но идея такая, что вот это вот знают, знаю, как-то так.
То есть, я знаю о себе, и другие обо мне знают, это вот окошко 1. Понимаете, да? Я не знаю о себе вот это вот - информацию, скажем, а вот этого они не знают обо мне – окошко 4. Эти две вещи могут быть разными. Они могут не знать обо мне одно, что я им не говорил, а о себе я могу не знать другого, что им видно, они это могут обо мне знать, а я не знаю о себе это.
Ну, предположим, мы идём по улице, и Андрюшка чуть отстал, потом догоняет и говорит: «Слушай, а сзади-то ты очень стройный». А я-то знаю, что я толстый. Понимаешь? Вот я не знаю, что сзади, оказывается, на взгляд эксперта, по телу я очень стройный, - «рисунок мышц, всё у тебя как бы есть, чуть-чуть похудеть и ты вообще супер атлет».
Ну вот такое окошечко, это вот модель самоописания. То есть, есть всегда о себе некое тоже тёмное пятно, и у других есть слепое пятно, как правило, там что-то во внутреннем мире, а что, они не знают обо мне. Вот и у него приблизительно такая же штука есть, у него есть слепое пятно – окошко 4. И есть что-то, что другой знает, а «я» об этом не знает – окошко 2. И у нас появляется некая территория взаимного интереса. Он мне может сообщить нечто обо мне, чего я не знаю; а я теоретически знаю что-то о нём, что он не знает. И у нас может быть выгодный взаимообмен. И вот в каком-то смысле отношения, это вот интерес получить от этого человека нечто важное для себя, и дать ему взамен то, что важно для него, или не дать, выманить просто только то, что мне важно. Тут уже нюансы разных отношений могут быть.
Как строить отношения? В данном случае я попытался схематически обозначить, что такое отношения. А основная у нас тема вопроса: «Как строить вот эти отношения?» - рис 4.

Рисунок 4.
Немножко следует уже из определения, что если я хочу узнать что-то у него о себе, у меня есть эгоистический интерес, что-то получить от него, то есть основания для того, чтобы я строил с ним отношения. Соответственно, если я ему как-то намекну, что у меня есть нечто что-то важное для него, если я пойму, что для него важное.
«Девушка, а вам когда-нибудь говорили, что вы похожи на Мерлин Монро?». – «Нет. А что, правда?». – «Ну, давайте зайдём в ближайшее кафе, я вам поподробнее об этом расскажу». И пошло, поехало, отношения начались. Вот один из приёмов. Понимаете, да? Или это случается бессознательно, - мы натыкаемся на эти области, либо сознательно.
Участник: А можно вот спросить?
ГенШи: Да.
Участник: У нас отношения возможны, когда у нас есть эгоистический интерес, получается?
ГенШи: Какой?
Участник: Ну, твой личный интерес. Эгоистический.
ГенШи: Да, когда у меня есть мотивация для строительства отношений.
Участник: Да-да. То есть, я хочу человеку…
ГенШи: Она есть почти всегда. Либо осознаваемая, либо неосознаваемая с любым человеком.

Сразу воспользуюсь случаем, нарисую другую моделечку ещё., такую вот коробку – Рисунок 0-1. Вот точка появления меня в этом мире - точка «0».

Рисунок 0-1
Разделили этот мир пополам. Нижнюю часть назову - социум, который обеспечивает мне среду обитания – Рисунок 0-2.

Рисунок 0-2

Участник: Выживания.
ГенШи: Выживания, да.
Участник: Досадно.
ГенШи: Поэтому большинство людей входит в толщу социума, поднимается до какой-то черты и потом умирает. Вот это срок жизни, - 100 лет – Рисунок 0-2, условно человеческий век, где-то здесь происходит смерть, умирание. Здесь основная мотивация выживание, эгоистическая.
Участник: Эгоистическая.
ГенШи: Эгоистическая.
Но если, какой-то судьбой там так сложилось, человек добирается – до верхней черты социума, и вдруг обнаруживает, что есть нечто ещё там - развитие, самосовершенствование, он начинает видеть другой предел, чувствовать, подозревать, ему кто-то рассказал, что есть вот этот диапазон (Рисунок 0-3 – вся вертикаль), - это Миссия Человека, а это зона, черта Х. Что если пройти насквозь вот этот слой, то в человеческом теле больше никогда не рождаешься, а освобождаешься от этой задачи. Человеком закончил – этот класс закончен. Вот и кто-то начинает, может быть, где-то здесь поживёт чуть-чуть, а потом пытается устремляться туда. 

 

Рисунок 0-3

Иногда хватает жизни добраться туда, иногда не хватает, иногда в какой-то части пути всё, постарел и рухнул в смерть туда, опять пошёл в социум. Но в идеале, в идеале раз - и ушёл за пределы к Богам (за черту Х – Рис 0-3). Понятно, да? Карму исчерпал и туда. Вот, поэтому здесь вроде бы как – (рис 0-3 – в пределах черты норма), здесь бы адаптироваться, нормально бы пожить, как нормальный человек.
И вот дошёл до нормы, а дальше вроде бы и мотивации нет двигаться. Здесь доминирует эгоистическое, самому себе выжить, как индивид. Вот поэтому до этой зоны (рис 0-3 – до середины вертикали), где начинается обязательная необходимость становиться альтруистом, взаимообмен, отношения, они здесь тоже важны, но в эгоистических темах, чтобы выжить. А здесь - рис 0-3 – с середины вертикали, становится дальше не подняться. Только интегрируя в себе, ну скажем, большую часть лучших качеств человека, став близко к идеальному человеку, можно воспарить туда вверх. И поэтому очень важно - диалоги становятся альтруистическими, служения другим людям, и так далее. Но это там – (за серединой - рис 0-3), здесь – до этой середины (рис 0-3), в слое социума - это не важно. Но здесь, я думаю, можно тоже очень многому научиться. Но, на первых порах, если я альтруист вот здесь – в слое социума - рис 0-3, меня будут использовать, доить как корову, и так далее.
Вот поэтому каждый человек выбирает свою траекторию. Он может учиться здесь – в социуме, терпеть, что его там пинают, на него говорят: «А, это там альтруист», ругательное слово здесь - в социуме. А здесь – выше социума, - вот это начинает давать большие плюсы, если он дотуда добирается.
Участник: А вот любовные отношения когда, там нет эгоистических?
ГенШи: Смотря, что ты называешь этим словом. Но это про все отношения сейчас мы говорим, включая и все частности, включая любовные.
Участник: Любовные отношения, они не за чертой социума?
ГенШи: Здесь (в социуме – рис 0-3) они эгоистичные, когда один использует другого. Здесь (над чертой социума – рис 0-3) они альтруистичные, когда служит один другому, и так далее.