Зеленое пламя: размышления о Горящем Человеке ("Burning Man"), Зеленом человеке и Дионисийском анархизме, с четырьмя предложениями.

Временная автономная зона (ВАЗ) подобна мятежу, который не относится напрямую к Государству, операции партизанской войны, которая освобождает пространство (земли, времена, воображения) и затем самоликвидируется, чтобы вновь возникнуть где-нибудь и когда-нибудь еще, прежде чем Государство ее разгромит.

"Burning man” как «временная автономная зона"

“Burning man” был рожден как свободный и визионерский карнавал и сформировался в пустыне Блэк Рок в большое собрание племен, от киберфриков до подвыпивших обывателей, до специалистов по изменению сознания, до отвратительных панков и проклятых хиппи. И всех прочих между ними. Один этот факт, с исторической точки зрения, интересен и удивителен.
Произошло еще одно большое событие, не такое значительное, как “Burning man” но также исторически важное, в парке Голден Гэйт, сорок лет назад, которое называлось «Собрание племен». На этом собрании выступал Гэри Снайдер, а также Аллен Гинсберг, Тимоти Лири, Алан Уоттс и др.
Такие собрания часто происходят во «временной автономной зоне», как назвал ее Хаким Бэй, в трещинах и скрытых щелях, не замеченных Государством. Бэй был осторожен, воздержавшись от точного определения ВАЗ, но ясно, что этот термин применим к свободному духу и радостным излишествам “Burning man”. Временную автономную зону могут подавить другие силы, помимо Государства: она может исчерпать свое воображение и добрую волю; или она может пойти на компромисс и трансформироваться в более приемлемую форму. Все эти силы продолжают оказывать огромное давление на “Burning man”.
Многие бернеры (те, кто был на Burning Man) чувствуют, что аспект «настоящей ВАЗ» у Горящего человека достиг своего апогея в середине девяностых и с того времени лишь угасал. Другие, конечно, говорят «прекратите жаловаться и отрывайтесь на вечеринках». Какой бы ни была правда, “Burning man” до сих пор является живой силой с далеко-распространяющимся социальным, политическим и художественным потенциалом.

Дионисийский (сенсуалистический) анархизм

Философы спорят по поводу человеческой природы в течение 2500 лет. Фактически это единственный действительно критический вопрос философии. Под вопросом рационалистическое обоснование иерархичного, тиранического государства. До философов религия вменяла человеческому обществу быть подобным божественному, обычно с верховным богом во главе, и другими, выполняющими свои соответствующие роли. Эти ранние государственные религии подчеркивали, что правители на земле, если не богоподобны сами по себе, то являются воплощением воли небес.
Платон, в «Республике», представил «Благородную ложь»: что мудрецы должны кормить простолюдинов ложью и мифами, чтобы те знали своё место. Следствием стало то, что если ты не способствуешь этому процессу, ты не являешься одним из мудрецов, и тебя накажут, если не смертью или заключением в тюрьме, то, по крайней мере, отторжением (маргинализацией).
Томас Хоббс говорил, что люди – это хищные животные, которые начали бы убивать и пожирать друг друга, если бы не вооружённые полицейские силы. Кажется, что наша общепринятая культура готова на все, чтобы поддержать эту точку зрения. Во время урагана Катрина, в то время как о стихийных совместных попытках десятков тысяч жителей помочь друг другу почти не сообщалось, случаи мародерства муссировали снова и снова. Это было четкое послание - «видите, людям нельзя доверять. Нам нужна полиция». На самом деле, группы полиции (или частной наёмной охраны) разгоняли и даже стреляли в спешащих на помощь людей.
Так что же на другой стороне? Много, в действительности. Во первых, об этом свидетельствуют антропология и человеческая история, которые преимущественно носят кооперативный характер. У нас есть основные учения от глубинных мистических традиций.
Жан-Жак Руссо предложил теорию, что многое от нездорового, антисоциального и преступного поведения в обществе происходит не в результате природы человека, а из-за самого общества. Многие спешат отвергнуть Руссо с унизительной ремаркой – «а, Благородный дикарь». Руссо никогда не говорил о каком-либо благородном дикаре. Термин был изобретён американским антропологом, поддерживающим рабство, в середине девятнадцатого века и является изумительно эффективной маленькой ложью для прекращения дискуссии по этой теме.

Дионисийский анархизм сводит воедино мистику и антропологию. Он поддерживает способ, которым люди ведут дела большую часть времени: то есть, совместно и, как правило, с чувством доброй воли. Он граничит с духом СЭС: сделай-это-сам. Дионисийские анархисты подчёркивают, что цели должны соответствовать средствам, и если мы сумеем предотвратить ухудшение, общество самостоятельно встанет на путь к свободе. В этом наша природа. Пока у нас есть свободные горизонты, пока мы направляемся к свободе, а не в обратную сторону, мы можем немного подождать с долгосрочными перспективами.
Сорок лет назад поэт Гэри Снайдер, отвечая всем утверждающим, что совместное ненасильственное существование противоречит человеческой натуре, написал, что мы должны терпеливо напоминать таким людям, что они должны сначала познать их собственную истинную природу, прежде чем говорить это; те, кто прошёл дальше всех в глубинный разум, в глубинную природу – мистики, медитирующие и прорицатели – в течение нескольких тысяч лет сообщают, что нам нечего бояться.
Метод решения Гэри включал буддизм и другие интроспективные духовные традиции, действующие в рамках контекста племенного сообщества и открывающимся радикальным учениям дикого: диких мест, диких животных и диких растений – истинных источников нашей культуры. Тимоти Лири делал акцент на психоделических видениях. Алан Уоттс говорил о философском сенсуализме. Гинсберг разрабатывал модель экстатической спонтанности танцующих бхакти.

Но давайте вкратце сделаем обзор нашей сегодняшней ситуации.

Несмотря на всеобъемлющую риторику прогресса от наших политиков и СМИ для многих людей в Соединенных Штатах, для большинства видов растений и животных, вещи лучше не становятся.
Реальная заработная плата снижается в течение более одного поколения. Стандарты качества жизни падают. Человек должен больше работать, чтобы свести концы с концами. Детская смертность растёт. Процент населения за чертой бедности возрастает. Количество населения, отбывающего наказание в тюрьме, возрастает как в абсолютных, так и в относительных показателях. Соединённые Штаты имеют наибольшее количество населения, отбывающего наказание в тюрьме, в мире, как в количественном измерении, так и в процентах. Растения, животные и места их обитания во всё более возрастающем объёме уничтожаются глобальными корпорациями, которые, по их собственному определению и привилегиям, никогда не насытятся.
Конечно, существует позитивный аспект – для тех, кто на вершине, ситуация как нельзя лучше. Здесь присутствует что-то вроде выбора, аристократия в противовес народу (аристос против демоса). Ты можешь включиться в программу, прекратить жаловаться и с некоторой сообразительностью и удачным рождением присоединиться к победителям.
У ацтеков простолюдины имели возможность присоединиться к элите: становясь воинами и ловя жертв для жертвоприношений в «войнах цветов» – войнах, ведущихся не для завоевания территории, а лишь с целью получения жертв. (Нужно было поймать пять жертв, чтобы получить высшее звание, со всеми сопутствующими привилегиями, такими как право пить шоколад).

ОСВОБОЖДЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Первым делом анархиста является освобождение воображения, чтобы пробиться сквозь нами накопленные годами условности касательно того, что «немыслимо». Под воображением мы понимаем не мечтательность, но наше представление мира, наше ментальное представление того, кто мы есть, и фундаментальную природу существования, реальности. Это воображение в смысле того, что Блэйк использовал как: огонь сознания, огонь разума. Освобождение воображения значит, что ты можешь спонтанно играть в мире, не только в артистическом смысле, но и во всех своих взаимодействиях.
Это не так просто, как это кажется. Как это сделать?
Поэтам, художникам, музыкантам, танцорам, медитирующим и прорицателям для этого достаточно продолжать работу: изучать глубины разума, учиться слушать и затем делиться озарениями посредством своих работ. Это древняя мудрость экономики дара.

ЭКОЛОГИЯ И ГЛУБИННАЯ ЭКОЛОГИЯ

Пустыня Блэк Рок была одним из излюбленных мест Гэри Снайдера, который приходил туда и разбивал лагерь задолго до прихода “Burning man.” Она стала одним из основных вдохновляющих моментов для его стихотворения «Горы и реки без конца».
В пустыне невозможно проигнорировать окружающую среду: она заполняет твои глаза, и палатки, и чашки, с каждой пыльной бурей. Она поджаривает нас и тут же замораживает. На Плайе дух места никогда не находится вдали, даже для новичков, которые никогда не слышали об озере Лахонтан.
На первый взгляд, “Burning man”, с его любовью к огню, излишествам, опьянению, празднествам, сексуальности, радикальному самовыражению и источникам энергии едва ли кажется подходящим кандидатом для экологичности. Но здесь есть связь – связь в поэтике мифов – это более глубокий уровень, чем наши достойные похвалы попытки перерабатывать отходы, использовать солнечную энергию и «не оставлять следов».

Эта связь относится к разнице между регулирующей экологией и глубинной экологией. Нам необходима регулирующая экология, но в глубинной экологии мы нуждаемся еще больше. Зеленый человек – это глубинная экология, его «зеленая» речь анимистична. Интеллект растений – с его чувством места и диким разумом, с его чувством свободы – говорит его устами.

Зеленый человек – это мост, и Зеленый человек – это безумие. Экстатическое безумие. Безумие, которое признаёт, что земля жива. Что мы под этим подразумеваем? Не то, что земля состоит из клеток с библиотекой ДНК, но что земля – это не отдельная вещь, отличающаяся от наших собственных живых умов. Буддисты утверждают, что, в конечном итоге, кажущаяся объективность «внешнего» мира – это иллюзия, что наша собственная истинная природа и соль Плайи нераздельны. Это послание, которое мистики, и йоги, и шаманы передавали через тысячелетия. Когда это осознается, проблемы не уходят, но срезание холмов, постройка дома или фабрики, закладывание взрывчатки в землю – все это признается грехом против природы. Тогда мы стремимся просить разрешения – что скажут о наших действиях земля, холмы, животное, которое мы собираемся употребить в пищу? И тогда мы пытаемся делать все правильно, с чувством благодарности и, возможно, некоторого стыда, или даже вины, вернуть все назад в гармонию с духом. Мы признаём, что мы наделены даром, что попытки, жертвы, воображение в течение поколений делают возможным наше рождение и наши средства к существованию. Так, мы хотим отдать что-то назад. Словами Снайдера: «Шоу – это валюта в глубинной мировой экономике дара».

ЗЕЛЕНЫЙ ЧЕЛОВЕК, ДИОНИС И БОЖЕСТВЕННОЕ БЕЗУМИЕ

В своём последнем опубликованном эссе, «Дионис в 1990», философ Норман Браун развил идеи Жоржа Батая, Марселя Мосса и других, сместив фокус с марксистской идеи производства на потребление – точнее, «расточительное потребление». Идея расточительного потребления звучит как анафема для борцов за охрану окружающей среды (как и для всех разумных и здравомыслящих людей). Честно говоря, эта идея безумна. Браун поспорил на все деньги с Сократом, что если безумие внушается богом – т.е. безумие божественно, оно является источником величайших благ для всех нас. Можно сказать, что божественное безумие – «дикая» часть нашего сознания.
Имя бога, по Брауну – Дионис. На иконах Диониса легко узнать как Зелёного человека, того, чья речь – сама дикая природа.

Конечно, Браун не ожидает, что люди преклонят колени и начнут молиться Дионису. Для него Дионис – символ неукротимой, дикой и весёлой энергии. Противоположностью этой энергии служит Великий инквизитор, с его ложью во спасение. Успех или неудача, похоже, зависит от пассивного развлечения – «спектрального вкушения» по Блейку. Инквизитор считает, что цирковые зрелища удовлетворят массы. Дионис полагает, что он неправ. Что есть идея в «отсутствии зрителей».

Традиционным проявлением Дионисовой энергии всегда служили фестивали. Барбара Эренрайх указывает, что в средневековой Испании фестивали занимали треть года. Там проводился «день шиворот-навыворот», «Пир дураков», когда осла привязывали у собора и надевали на его голову митру епископа. Повсюду звучали богохульства, как эхо греческих Дионисовых фестивалей. Греки были достаточно мудры, чтобы понять, что хотя Дионис не сулит добра, подавлять Диониса ещё хуже – попытки полностью подавить дух Диониса, покончить со всем распутством, богохульством, с любым и всяким риском приведут к фальшивому безумию, неосвящённому безумию и жертвоприношению детей. К Молоху. Это будет истинное идолопоклонничество, когда богохульство в искусстве окаменевает и превращается в реализм. Римляне, кстати, в целом уравновешенный народ, подавляли Вакханалии путём большого кровопролития – вероятно, это была первая в истории мира «война против наркотиков».
Церковь периодически пыталась подавить фестивали – такие шаги в основном исходили из Рима. Местные священники в целом сопротивлялись такому подавлению, заявляя, что не будь фестивалей, у них не будет и паствы. Неудивительно, что зачастую фестивали становились зародышами политических бунтов.

Куда более серьёзной силой против фестивалей было Просвещение, вместе с меркантилизмом, и Промышленная революция. «Разум», помните? Ленин даже хвалил капиталистов за воспитание дисциплины среди рабочего класса.

Мы должны помнить, что всякий раз, когда большие массы людей собираются вместе ради единой цели, они опровергают тезис Гоббса о том, что люди по сути своей безответственны и опасны. В этом истинная причина того, что правительство всегда в таких случаях настаивает на присутствии полиции – даже когда в ней явно нет никакой необходимости. Свободные фестивали – угроза самому обоснованию существования вооружённого и принудительного механизма «сил внутренней безопасности». Такой свободный фестиваль нёс свет миру много веков, как доказательство того, что жизнь ради единой цели, без вооружённого принуждения, не является чем-то немыслимым, а наоборот, вполне естественный образ существования. Освобождение воображения!

В системе Брауна (о которой я более подробно рассказываю в книге «Внушённое безумие – дары Пылающего человека», опубликованной в 2006 г. издательством «Норс Атлантик Букс»), ритуалы Диониса, со всем их распутством, опасностью, огнём, богохульством и расточительным потреблением (сжигание ради сжигания), следует рассматривать как профилактические: они защищают нас от погибели; по крайней мере, именно так считали греки. Я люблю шутить, что в более просвещённые века «Burning man» дали бы грант от Департамента обороны, причём чистым золотом. Потому что, как чётко заявил Браун, единственным альтернативным объектом поклонения является война.

К сожалению, этому утверждению нет доказательств. Мифотворческое основание прочное, но в конце концов всё сводится к присяге. Каждый должен выбрать свою сторону.

НЕСКОЛЬКО ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ООО «Burning man»

1. Прекратите тайные полицейские рейды. Если их нельзя остановить, по крайней мере высказывайтесь против них, ГРОМКО и ПУБЛИЧНО. Они идут вразрез с доверием и вашей репутацией, да и вообще со всем, за что стоит Burning man” . Возможно, употреблять марихуану незаконно, но лгать и подрывать доверие других – «эй, чувак, травкой не поделишься?» – аморально и отвратительно. Это яд, источающий недоверие и разделение. Это худшая форма человеческого поведения. Закрывать глаза на такие действия и говорить «у «Burning man» отличные отношения с правоохранительными органами» равносильно сговору.
Лично я считаю, что любое присутствие полиции должно быть сведено к минимуму. А потом ещё раз уменьшено. Давайте освободим своё воображение и не будем считать такой вариант невозможным. Почему мы позволяем полиции прочёсывать танцевальные клубы? Время выразить несогласие. Скажите Бюро по управлению землями, что перенесёте фестиваль в другое место – и посмотрите, что они на это ответят. (Музыкальный фестиваль в Хай-Сьерре с помощью этой тактики добился выдающихся успехов).

2. Прекратите обыскивать автомобили. Это просто. Первое, с чем ты сталкиваешься по приезду на Пылающего человека – это кто-то требует обыскать твой автомобиль, кто-то говорит «я не верю тебе на слово». Это в корне неверно. Так вы выставляете себя сторонним наблюдателем.
Насколько большой проблемой будет пропустить несколько человек, у которых нет денег на билет? Может, стоит им тоже присутствовать. Может, они смогут принести что-то важное. Сколько их будет? Три процента? Пять процентов? Я готов заплатить за них на пять процентов больше, пока они не накопят денег. Разве мы не должны подавать хороший пример? Давайте посмотрим, сможем ли мы это реализовать путём всеобщей ответственности и солидарной позиции. Никто не желает заняться благотворительностью?

3. Подумайте о том, чтобы снять обвинения с Пола Эддиса (который поджёг Пылающего человека в понедельник вечером в 2007 году). Возможно, такой добровольный акт милосердия вернёт его в наши ряды. Пусть он займётся общественными работами в Лагере Арктика» – возможно, он остынет и заведёт новых друзей. По крайней мере, поговорите с товарищем – он явно что-то хотел сказать.

4. Разве «В мечтах об Америке» или просто «В мечтах» не будет лучшим лозунгом для 2008 г., чем «Американская мечта». Вспомните споры, возникшие после объявления темы на сайте burningman.com.
На красно-бело-синем фоне (изначально флаг Британской Ост-индской компании, первой транснациональной корпорации англоговорящего мира), ”Burning man” объявил, что темой 2008 года будет «патриотизм». Возможно, кто-то и захочет выразить верность «землям Черепашьего острова», тема “Burning man” представлена исключительно в националистическом контексте. Это тот тип патриотизма, который является одним из величайших пороков человечества и несёт ответственность не только за гибель миллионов людей, но и за масштабное разрушение земли.
Размахивая флагом, “Burning man” заявляет, что суть темы не в том, чтобы молиться флагу (а также что «сжигание флагов в тему не включено» – довольно ироничный запрет). Они представляют нам идеологию и тут же говорят «оставьте идеологию дома». Они считают, что политика – это что-то связанное с «синими штатами и красными штатами», политикой исключительно в её самом близоруком и вырожденном состоянии.
Удивительно, но под соусом патриотизма и Американской мечты нам подают (неправильно) процитированный фрагмент поэмы Робинсона Джефферса «Сияй, гибнущая республика». Джефферсон, мудрый человек, вряд ли переворачивается в могиле, скорее грустно улыбается. Суть в следующей строке стихотворения (не процитированной на странице Burning man”):
Но для моих детей, их удержать хотел бы я
Подальше от грузнеющего центра;
К продажности никто не принуждает.
Время выходить в регионы? ©